Верным маркером того, что имеем дело с идеологизированным мусором (даже если автор вроде профессиональный историк) в текстах о событиях в Анголе в 70-80-е годы является упоминание участия в них неких "наёмников". Это, кстати, с обоих сторон присутствует - у правых португальских авторов попадаются фразы вроде готовящихся оборонять Луанду в ноябре 1975-го "кубинцах и других наёмниках".
5 сентября 1975-го МИД Португалии изволил отреагировать на множащиеся слухи о "неопознанных белых военных" в ещё остававшейся португальской Анголой, обратившись с нотой к ЮАР, в которой привлекал внимание властей этой страны к "некоторым свидетельствам того, что… наёмники и неопознанные вооружённые силы проникали в южную часть Анголы с территории Намибии".
Претория ответила, заверив Португалию (ну и весь остальной мир) что "Правительство ЮАР никогда не позволяло и не будет позволять наёмникам или вооружённым силам других стран вести операции с территорий, находящейся под её контролем". Ни слово не соврали!
Против МПЛА и кубинцев в последние месяцы 1975 года сражались три группы иностранных бойцов.
Самая большая - военнослужащие вооружённых сил ЮАР. Именно они и запустили байку про "наёмников" - власти ЮАР в первые месяцы всячески пытались скрыть своё участие в войне в Анголе. Брейтенбах, с одной из первых групп военных отправившийся в Анголу в августе 1975-го тренировать УНИТА, вспоминал, что им было предписано говорить только по-английски, и избавиться от всех предметов, как-то связанных с ЮАР. Их ученикам даже официально представили южноафриканцев как "наёмников".
Тоже было и с боевой группой "Зулу" - когда в октябре на подходе к Мосамедишу они единственный раз столкнулись с португальскими военными, командир группы полковник Кос ван Херден говорил с прибывшим к нему на переговоры португальским капитаном исключительно по-английски и вёл себя крайне развязно, позволяя себе хамить португальцу. В результате капитан по возвращению в Луанду заявил журналистам, что боевую группу возглавляют "англоязычные наёмники".
Вторая группа, это действовавшая в составе сил ФНЛА "Рота специальных коммандос" под командованием майора Алвару Мануэла Алвиша Кардозу - 156 человек, в основном португальцев, а также небольшое число бразильцев и французов. Типичные правые "крестоносцы свободы", отправившиеся в Анголу воевать с "мировым коммунизмом". Очень походи на тех иностранцев, которые сражались в те годы в Родезии - собственно часть их потом и продолжила воевать за Родезию.
Наконец, дюжина французов, поддерживавших вторжение сепаратистов ФЛЕК в Кабинду в ноябре 1975-го. Их даже приличные англоязычные книги порой "наёмниками" величают. Но это типичное наплевательство англоязычных авторов на иноязычные источники вкупе с тем, что французы секреты лучше хранить умеют. Это были люди полковника Мориса Робера из Служба внешней документации и контрразведки (SDECE), чьим послушным подчинённым с 1968-го был даже знаменитый Боб Денар.
Ну а первые настоящие наёмники (южноафриканцы) появились в Анголе в 1992 году и воевали на стороне МПЛА.