Заканчиваю рассказ об истории Индии, постепенно переходящей в политику.
Разные люди правили Индией - были гении, были злодеи, были ничтожества. В.П.Сингх не был ни первым, ни вторым, ни третьим. Он был гораздо хуже, ибо относился к самой ужасной категории людей - "дурак идейный честный". Он проправил всего год, но разрушительный эффект его правления до сих пор чувствуется.
Первым делом Сингх занялся проведением в жизнь рекомендаций комиссии Прасада Мандала, ещё в 1980-м, при предыдущем приходе "демократической" оппозиции к власти, посоветовавшей установить 50%-квоты в ВУЗах и правительственных учреждениях для представителей "списочных каст и племён" (в их число угодили даже англо-индийцы, но разумеется, в первую очередь речь шла о далитах - "неприкасаемых").
Разумеется, это вызвало яростные протесты индийской интеллигенции и студенчества, которое и так испытывало большие проблемы с трудоустройством после ВУЗов. Но Сингх протащил свою политику Мандалы, а последующие правительства уже не решались её отменить. Результат - резкое ухудшение кадров государственного аппарата Индии. Наполовину он и так формировался по знакомству, но хотя бы другая половина была из специалистов. Теперь и этой второй половины не стало. И индийская бюрократия ныне поражает своей чудовищной некомпетенцией.
По-моему, именно протесты против политики Мандалы привели ещё и к тому, что индуистские фундаменталисты обрели поддержку в широких слоях общества. Не странно ли, что один и тот же город (Бомбей) в течение года увидел и самые бурные протесты против политики Мандалы и самые масштабные демонстрации сторонников Хиндутвы под жёлтыми флагами с красными свастиками?
Ещё более идиотская политика Сингха взорвала Кашмир. Дело в том, что Кашмиром десятилетия правила партия "Национальная конференция" во главе с уважаемым суфийским родом. Это же "недемократично" - решил Сингх. Кашмирцы пытались протестовать против такой "демократизации", власти ответили "демократизационными" пулями - мирные демонстрации расстреляны войсками. И целое поколение кашмирской молодёжи уходит в горы партизанить против Индии.
Не менее идиотская политика способствовала раскручиванию ситуации вокруг мечети Бабура в Айодье, построенной в средние века на месте разрушенного индуистского храма на месте рождения Рамы. А когда в ноябре 1990 года ситуация вышла из-под контроля и лидер БДП Лал Кришна Адвани отправился в Айодью, Сингх приказал его арестовать, после чего БДП отказала правительству в поддержке и оно пало. Хвала богам, что спасли Индию! Трудно представить, что бы ещё натворило ЭТО, если бы проправило чуть подольше.
Досрочные выборы 1991 года должны были вернуть к власти Раджива Ганди - но в мае на предвыборном митинге он погибает от бомбы смертницы из ТОТИ - месть тамильских сепаратистов Шри-Ланки за 1987 год. После выборов правительство Конгресса возглавил его старейшина, П.В.Нарасимха Рао. Главной же оппозиционной партией стала БДП со своим лозунгом Хиндутвы - создания чисто индусского государства.
Ситуация была тяжёлая - фактическая война в Кашмире, стагнирующая экономика, про которую, похоже, просто забыли. И ситуация в Айодье, завершившаяся в декабре 1992 года разрушением злополучной мечети, за которым последовали антимусульманские погромы в Бомбее и Гуджарате, на что исламские группировки ответили серией взрывов в Бомбее. Общее число жертв этих событий превысило 10 тысяч.
Новое конгрессистское правительство пошло на либеральные экономические реформы. "Индийским Гайдаром" стал министр финансов Манмохан Сингх. Либерализированы валютный рынок и финансовый сектор, убраны заградительные барьеры во внешней торговле и на пути притока иностранных инвестиций, резко сокращены социальные расходы, начата приватизация государственных корпораций. Ну, об этих реформах я уже говорил
в другой статье.
К середине 90-х годов проявилась и ещё одно последствие "революции Мандалы" - резко активизировалась политическая активность "неприкасаемых", выдвинувших своих лидеров. И откровенно говоря, глядя на этих лидеров - вроде Лалу Бихарского или Маявати Уттар-Прадешской - возникает стойкое убеждение в абсолютной оправданности кастовой системы. Тех, кому положено чистить помойки, к власти пускать не стоит!
Небольшое отступление - Слава Богу, что живу в России - в Индии за такие слова ныне гарантированы несколько лет тюрьмы.
Первым результатом либеральных реформ стало, разумеется, обнищание большей части населения. Реформаторы проиграли выборы в апреле-мае 1996 года и Конгресс фактически развалился. Наибольшее число мест в парламенте получила БДП, агитировавшая за "свадеши" - против засилья иностранных корпораций и либеральных реформ. Но первое правительство, сформированное умеренным лидером БДП Аталом Бихари Ваджпаи (он был министром иностранных дел у Десаи), продержалось только 13 дней. И было заменено коалицией всех прочих - левых, региональных и кастовых партий при поддержке ошмёток Конгресса. В общем, правительства Гоуды и Гуджрала продолжили курс Рао.
На выборах в марте 1998 года БДП снова стала первой, Ваджпаи снова сформировал правительство. Про "свадеши" он уже не вспоминал, решив сыграть на внешнеполитическом фронте - ядерные испытания в Раджастане вызвали ответ Пакистана, в итоге дошло до вооруженного конфликта в Каргильском секторе Кашмира, завершившемся весной 1999 года новой победой индийского оружия.
Именно это обеспечило БДП победу на досрочных выборах 1999 года, хотя к тому времени итальянская вдова Раджива, Соня Ганди смогла снова собрать Конгресс из обломков. Правительство Ваджпаи продолжило и углубило либеральные реформы и приватизацию, которые наконец стали давать свои плоды, демонстрировало гибкость в отношениях с сепаратистами, в 2000 году были созданы три новых штата. Наконец было покончено с остатками проклятого колониального прошлого - три главных мегаполиса Индии обрели в 2001 году индийские имена. Во внешней политике были сделаны шаги по расширению сотрудничество с США и КНР. В мае 2004 года, уверенный в победе, Ваджпаи пошёл на досрочные выборы - и проиграл.
К власти вернулся Конгресс, в коалиции с компартиями и рядом региональных партий. Сама архитектор победы, Соня Ганди пост премьер-министра занять отказалась, им стал "индийский Гайдар" Манмохан Сингх. На выборах 2009 года Конгресс власть удержал.
Либеральные реформы продолжались, но правительство М.Сингха стало наконец делать то, что должно было их сопровождать - реформу доисторической налоговой системы и абсолютно некомпетентного и запредельно коррумпированного государственного аппарата, хотя и то и другое идёт со скрипом. После 15 лет реформ вспомнили и про бедных, стали предприниматься меры по сглаживанию территориальных диспропорций в экономическом развитии, пытаются поднять хронически-депрессивные регионы вроде Бихара. Пытаясь справиться с безработицей, правительство запустило масштабные общественные работы.
Во внешней политике Индия попыталась начать диалог с Пакистаном, но теракты в Мумбае в 2008 году сорвали этот процесс. Правительство Манмохана Сингха вернулось и к традиционной для Конгресса политике тесного сотрудничества с Россией.
Властям удалось добиться зримых результатов в деле умиротворения Кашмира. Но место сепаратистов в последние годы всё больше занимают
маоистские партизаны, оживившиеся после победы соидейников в Непале. Остаётся и полный букет всех прочих проблем, о которых уже писал.
На этом месте и закруглимся.