Наткнулся у правого португальского публициста Жозе Мигела Роке Мартинша на
небольшой текстик, в котором он живописует современный португальский политический ландшафт.
Ныне принято ругать так называемые популистские партии. А остальные? Почему они лучше? Ответ, в котором я уверен, гласит, что это не так. Напротив. Имея идеологическую базу, приняв на себя обязательства управлять государством с печальными последствиями, они точно ничуть не лучше.
Очевидно, в этом плане нас, португальцев, хорошо обслуживают. У нас есть полная палитра партий, представляющих все основные идеологии и течения мысли. Проблема в том, что они либо плохие и отсталые, как коммунизм, либо совершенно невразумительные, в случае консерваторов и либералов, или толкуются каким-то совершенно нелепым образом, как в случае социалистов и социал-демократов.
ПКП (Португальская компартия) Куньяла теперь в руках Жерониму. Она из всех партий наиболее верна своей идеологии и принципам. Жаль только, что их концепция демократии сильно напоминает принятую при "Эстаду Нову". И что нет более проверенной и испытанной идеологии, чтобы порождать несчастья и страдания, чем коммунизм.
СДЦ (Социал-демократический центр)/ПП (Народная партия) Фрейташа ду Амарала и Амару да Кошты теперь в руках Шикана. Усталость от невозможности привлечь достаточное количество голосов привела к тому, что в последние десятилетия она идеологически шатается в поисках места, которое было бы её. В итоге придя к тому, что она не представляет ни консерваторов, ни либералов, ни кого-то ещё. А сейчас партия пытается пересесть из такси на скутер. Или даже роликовые коньки.
Либеральная инициатива, которая делает свои первые шаги, добавила к португальскому политическому спектру то, что исторически на нашей почве не особо приживалось - либерализм. Чрезмерное идеологическое упрощение, будучи нормальным для новорождённой партии, обрекает, тем не менее, её на относительную незначительность, заставляя забыть, что перераспределение доходов и социальная политика не являются препятствиями для либерализма. Как и в случае ПКП, идеологическая чистота и простота не рифмуются с успехами на выборах. Тем не менее, как и в случае ПКП, у неё есть определённое место в политике.
Соцпартия Мариу Суариша теперь в руках Антониу Кошты. Она живёт, разрываясь между истинным (и устаревшим) левым бородатым социализмом и социал-демократами, которые дают ей большинство голосов. Провозглашая свою приверженность рынку, она одновременно убивает основные принципы его функционирования. Она продвигает этатизм, притворяясь, что налоги - это малозначительный вопрос. В постоянной идеологической неразберихе, пытаясь угодить и грекам и троянцам, она умудряется добавить к своим недостаткам какую-то непреодолимую способность управлять страной наименее достойным образом. Катастрофа настолько ярка и доказана фактами, что находит свидетелей в лице собственных бывших министров экономики и финансов.
СДП (Социал-демократическая партия) Са Карнейру теперь в руках Руй Риу. С идеологической точки зрения она также запуталась, как и Соцпартия, пытаясь примирить подлинно социал-демократическое крыло с большинством своих сторонников, более консервативных или либеральных, которые стараются голосовать за дело, а не за идеологию. На практике она превратилась в партию, которая собирает воедино обломки после очередной социалистической катастрофы. Лучшие менеджеры, чем социалисты, менее непримиримые к рынку, они также бездарны в деле государственного правления, как и социалисты.
В стране, где избиратели давно ничего не ждут от своих политиков, партии похожи на футбольные клубы, Панорама получилась мрачноватая. Но если в один прекрасный день лидеры ведущих партий снова станут из демагогов государственными деятелями, то возможно, что-то и изменится к лучшему.