Россия и Индия - внутренний туризм как средство укрепления федерации

Jun 29, 2010 09:45


Чего-то в той статье Индию я больше ругал, хотя у индусов есть и такое, чему можно только учиться.

Каждый раз, когда начинаю заниматься планированием поездки по России, сравнительно быстро возникает сильнейшее желание забить на это дело и махнуть дней на десять куда-нибудь за рубеж, в Сербию например - выйдет гораздо дешевле, да и планирование потребует куда меньших трудозатрат.
Одно же из ярчайших впечатлений от Индии - обилие (даже чрезмерное) во всех достопримечательностях внутренних туристов. Редкие иностранцы (даже группы пакетников) просто терялись в этих индийских толпах. Единственное место, где иностранцы оказались в большинстве - Тадж-Махал в шесть утра (ибо каждому бэкпекеру известно, что Тадж положено смотреть на рассвете - вот все и собрались).
Конечно, много организованных тургрупп, но ещё больше индусов, путешествующих самостоятельно - семьями или компаниями, или парами отец - сын-подросток. В Каджурахо пообщался с такой парой из Мумбая. А в Канхе общался в визитёр-центре с компанией молодых парней-студентов из Дели. В Санчи повстречал пару представительных бизнесменов из Джайпура.
Вывод - в Индии внутренний туризм в его самостоятельной форме существует и он весьма развит.
Но внутренний туризм в условиях большого федеративного государства нужен не только для реализации естественного инстинкта человека разумного путешествовать и узнавать новое. Его нужно развивать и в целях укрепления федерации.
Поясню на российском примере, где самостоятельный внутренний туризм ограничивается отдыхом на Черноморском побережье Кавказа да поездками в соседние регионы (как из Ижевска - в Казань). Большинство современных молодых жителей Калининграда или Владивостока никогда не бывали в Москве или Санкт-Петербурге, зато бывали в соседних странах. Да и жители Центральной России не такие частые гости там. Разумеется, когда из Москвы дешевле улететь в Прагу или Варшаву, чем в Калининград (правда тут хоть есть разумная альтернатива в виде поезда), а в Пекин - дешевле, чем во Владивосток (поезд тут тоже есть, но сама поездка на поезде - одно большое путешествие, пока куда более популярное у западных путешественников, чем у российских).
Далее имеем гипотетическую, но вполне реальную ситуацию, когда через несколько десятилетий жители дальних регионов начинают сознавать себя не русскими, а какими-нибудь "поморянами" или "приморянами", для которых Россия - только картинка на экране телевизора да информация в И-нете. А уж кто живёт в этой другой России? Люди ли эти далёкие и непонятные "москвичи" (они же "московиты", "москали" и т.п.)?
Последнее замечание не сильно преувеличено - когда впервые самостоятельно съездил на Новгородщину, коллеги по работе (люди вполне интеллигентные) всё спрашивали, не страшно ли? Такое чувство, что с точки зрения обычного уральского обывателя на Новгородщине живут чуть ли не создания о трёх головах и шести руках, да ещё склонные к людоедству:) А уж в отношении нерусских регионов - каких только ужасов прошлой осенью не наслышался в Волгограде о соседях-калмыках - причём от людей, считающих, что арбузы надо у калмыков покупать:)
Нет, умом русский человек всё понимает, но вот доверяет только сердцу. Съездил - убедился, и правда, живут там такие же русские люди, ну малость говор у них чудной, а пьют так же:) Так что надо дать возможность съездить - и не в составе организованного турстада, а самому. Вот только в России похоже всё делается, чтобы такую возможность свести к минимуму.
Далее, по пунктам:
Во-первых, для развитого внутреннего туризма требуется развитая и недорогая сеть внутреннего транспорта. С учётом размеров страны, в т.ч. и воздушного.
Пассажирский авиатранспорт в Индии, несмотря на все упомянутые минусы, реально вполне бюджетен на основных направлениях. И появилась эта система не благодаря "невидимой руке рынка", а благодаря прямому вмешательству государства, с помощью разных налоговых льгот и иных преференций всячески способствовавшего развитию в стране именно лоукостерного пассажирского авиатранспорта.
В России, где царит эта самая рука (на пару с мохнатой лапой бюрократа), вместо развитой и дешёвой сети авиаперевозок советской эпохи мы имеем то, что имеем, и из Южно-Сахалинска в Москву летают (из местных) только сотрудники "Сахалин Энерджи". Лоукостеры в России, конечно, есть, даже два - "Скай Экспресс" и "Авианова". Только вот по странной российской традиции, унаследовав полный комплекс отрицательных черт подобных компаний во всём мире (задержки/отмены/переносы рейсов, овербукинг, дерьмовое питание за плату, дурацкие требования к багажу и ручной клади), они позабыли про единственную положительную черту своих коллег в остальном мире - цены на билеты. Когда билеты Москва-Калининград у "Скай Экспресса" дороже, чем у "Аэрофлота", "Ю-Тэйра", "S7" и "ГТК "Россия" (т.е. у всех, кто летает по этому направлению) - остаётся только смеяться.
Индийский железнодорожный транспорт приватизировать никто не собирается. И данная госкорпорация обеспечивает функционирование самой большой железнодорожной сети мира, перевозящей людей по краней-низким ценам. Интересное наблюдение - ценово-комфортный аналог наших плацкартов - индийские слипперы - составляют ½, а то и 2/3 каждого пассажирского поезда, а аналоги наших купе и СВ - всего несколько вагонов (от 1 до 4-5). Из такого соотношения, прямо противоположного картине наших железных дорог, видно, что задача перевозки максимального количества людей в минимально-комфортных условиях для Индийских железных дорог превалирует над задачей получения прибыли (главной для РЖД).
Во-вторых, для внутреннего туризма необходимо обилие предложения опять же экономичного, но вполне пристойного размещения. В России с этим полный… нет, печатных слов для обозначения российской ситуации с бюджетным размещением у меня нет. Недавно услышал, что, оказывается, такой популярный вариант бюджетного размещения как хостел, с точки зрения российского законодательства является незаконным! И финальный аккорд - раздел про размещение в директории "Лонли Плэнете" по России. В этом разделе в разных путеводителях перечисляются разные места по мере уменьшения бюджетности, а в конце даются экзотические варианты размещения. "Хоумстэй" обычно относится именно к таким. Но не в России - даже до иностранцев уже дошло, что единственный вариант бюджетного размещения в России - именно то, что русскими словами именуется "квартира посуточно".
В Индии обилие бюджетных отелей, мини-отелей, семейных гестхаузов во вполне центральных и туристических районах бросается в глаза. И предназначены они не для западных (и не только) бэкпекеров, а именно для путешествующих индусов. Даже в таком бэкпекерском месте, как "Йоги Ашрам Лодж" в Каджурахо, индусов оказалось больше, чем иностранцев. Качество вполне приемлемо, как и цена.
Третий фактор не столь важен, как первые два - просто в Индии он наиболее ярко бросается в глаза, четко показывая желание власти обеспечить максимальное приобщение сограждан к культурному наследию страны. Цены на достопримечательности. Это обычно, когда цены для своих и для иностранцев различны. И я цены на индийские достопримечательности завышенными не считаю - по-моему, вполне адекватный уровень цен, ну, может, кроме Таджа. Это цены для индусов занижены просто безбожно. Входная плата - 5 рупий, по покупательной способности сравнил бы с нашими 10 рублями. Представляете себе, за десятку сходить в Эрмитаж? Почти нахаляву - даже если не хочешь, то всё равно сходишь. Правда тут мы подходим к проблеме запредельного бюджетного недофинансирования нашей культуры - лучше закруглиться.

Россия, Индия, современность, путешествия

Previous post Next post
Up