Ракеты зулусской войны

Jun 02, 2020 07:48


Помимо разных новомодных вещей вроде картечниц Гатлинга, в ходе зулусской войны 1879 года применялся и такой традиционный вид вооружения как ракеты.

Ракеты находились на вооружении британской армии и флота с самого начала XIX столетия. Данное оружие из-за своей неточности и непредсказуемости траектории не пользовалось большой любовью военных, однако после того, как в 1826-м именно ракеты решили исход одной битвы с ашанти, они обязательно включались в арсенал любой колониальной экспедиции против африканских туземцев в надежде произвести должный психологический эффект.

Ко времени зулусской войны ракеты конструкции Конгрива времён Наполеоновских войн сменили более продвинутые ракеты конструкции Хэйла. Сама история принятия на вооружение ракет Хэйла ярко иллюстрирует отношение британских военных к данному оружию.
Талантливый инженер Уильям Хэйл получил патент на усовершенствование ракеты ещё в 1844 году и это была настоящая революция в истории ракетостроения. Решая проблему обеспечения стабилизации ракеты в полёте, Хэйл решил сделать это через вращение корпуса ракеты по часовой стрелке. Так как до изобретения гироскопов было ещё много времени, вращательное движение ракеты достигалось путем разделения выходного патрубка ракеты на три части с изогнутыми отклоняющими щитками. Конечно, даже в таком виде ракета оставалось весьма неточным оружием, но по сравнению с ракетами Конгрива - это был заметный шаг вперёд.



Изобретения Хэйла первыми оценили за океаном - правительство США заплатило Хэйлу 20 тысяч долларов и уже в 1846 году его ракеты активно использовались в войне с Мексикой. А вот на родине большого интереса не было. Только с началом Крымской войны занялись их тестированием - летом 1854 года прошли официальные испытания с боевых кораблей на Балтике, по результатом которых ракеты Хэйла были рекомендованы для принятия на вооружение для замены ракет Конгрива. Но после окончания Крымской войны дело отложили в долгий ящик и лишь в середине 1860-х, когда имевшиеся запасы ракет Конгрива окончательно пришли в негодность, началось производство ракет Хэйла - только в 1866 году инженеру наконец выплатили 8 тысяч фунтов.

Впервые ракеты Хэйла применили во время Абиссинской экспедиции Нейпира в 1868 году. Военные сразу отметили, что большинство ракет взрывалось в полёте практически сразу после старта, так что они представляли гораздо большую опасность для ракетных расчётов, чем для врага.



Разбирательство показало, что корпус из обычного железа, подверженный коррозии, не выдерживал давления пороховых газов. В результате в 1870-м была принята на вооружения новая версия ракеты Хэйла - корпус теперь изготавливался из стали, изнутри покрытой двумя-тремя слоями антикоррозийной краски.

Ко времени зулусской войны у британцев было две версии ракеты Хэйла - 9-фунтовая Королевской Артиллерии и 24-фунтовая Королевского Флота. Их корпуса начинялись чёрным порохом, артиллерийская версия запускалась с открытого стального желоба, поддерживаемого парой сошек, флотская - из закрытой стальной трубы (по соображениям пожарной безопасности на тогдашних кораблях, где было много дерева).



Обе версии применялись во время войны.

В начале войны всего было 8 ракетных желобов для 9-фунтовых ракет и 2 ракетные трубы для 24-фунтовых. С последними пришла флотская бригада с "Эктива", присоединившаяся к прибрежной колонне полковника Пирсона.
Батарея N 5-й бригады Королевской артиллерии имела два желоба и с ними вошла в состав главной колонны армии вторжения. 11-я батарея 7-й бригады имела три желоба, один попал с дивизионом батареи в колонну Пирсона, два других были с остальной частью батареи в составе колонны бреветного полковника Ивлина Вуда.
Также на армейских складах в Питермарицбурге были ещё три пусковых ракетных желоба для 9-фунтовых ракет. Из них сформировали ракетную батарею, приданную колонне полковника Дёрнфорда - возглавил её бреветный майор Френсис Рассел, а личный состав расчётов укомплектован солдатами 24-го пехотного полка.



Впервые ракеты вступили в бой 22 января 1879-го. И при Ньезане произошёл редкий случай успешного применения данного оружия. В разгар боя флотские во главе с боцманом Джоном Коттером выпустили 11 ракет, одна из которых точнехонько угодила в крааль (умузи), где укрывались зулусские воины, вызвав их замешательство и панику, которой и воспользовались британцы для решающей атаки.

А вот в Исандлване в тот день ракеты не отличились. Ракетная батарея Рассела, спешившая вслед за всадниками Дёрнфорда, очутилась у самого подножия откоса Ньони, когда наверху, в нескольких сотнях от них, появились сотни зулусских воинов. Майор Рассел успел скомандовать: "Огонь по фронту!". Солдаты успели установить один желоб и поджечь шнур - со стометровой дистанции даже такое неточное оружие не могло промахнуться по бежавшим вниз по откосу зулусским воинам. Но и остановить не могло. Перепуганные мулы бросились в разные стороны, майор Рассел и 5 солдат были убиты, бомбардир Гофф и трое других солдат успели бежать под защиту туземных пехотинцев капитана Нурса.



О судьбе ракет батареи N доподлинно неизвестно, оставались ли они в лагере, или сопровождали отряд Челмсфорда в долину Мангени. Челмсфорд в своём рапорте упоминает среди потерь в Исандлване "ракетную батарею", но это могла быть и батарея Рассела. С другой стороны, впоследствии в ходе войны нет никаких упоминаний о ракетах батареи N. Но тут надо учитывать, что зачастую, в связи с малой эффективностью этого оружия, британские командиры просто не упоминали о нём в рапортах - так в официальном рапорте о битве при Улунди ракеты не упоминаются, но вот журналистам они в тот день хорошо запомнились.

Два ракетных желоба 11-й батареи сопровождали кавалеристов Редверса Буллера на Хлобане и, как не удивительно, благополучно вернулись после разгрома в лагерь на Камбуле, чтобы на следующий день принять участие в битве. Мехлоказулу и другие зулусские войны хорошо запомнили бившие по ним ракеты. Как вспоминал воин ибуто Нгобамакоси Зуфикашо, эти "ракеты производили сильный шум и обжигали воинов так сильно, что они не могли понять, кто они и где находятся".

При Гигиндлову у генерала Челмсфорда были 4 24-фунтовые ракетные трубы Флота, они стреляли и больше никаких подробностей неизвестно.

На поле битвы при Улунди у британцев было три 9-фунтовых ракетных желоба, установленных на северном фасе каре вместе с Гатлингами. И именно там военный корреспондент и рисовальщик Мелтон Прайор оставил самое яркое описание боевого применения ракет во время зулусской войны:
"Наш артиллерийский огонь был хорош, но не мог остановить зулусов. Надеюсь, хоть ракеты их поразили - нас-то они точно впечатлили. Я наблюдал триумфальный полёт одной из них над рядами зулусов пока она, не задев угол хижины, непредсказуемо не изменила направление и помчалась прямо к нам, к счастью не долетев всего пару десятков метров до рядов наших солдат".

колониальные войны, ЮАР, Британская Империя

Previous post Next post
Up