Итак, к концу 60-х поражение
кубинцев и Че Гевары с его фокизмом стало очевидно, но желание устроить революцию у отдельных буйных представителей латиноамериканского городского среднего класса никуда не делось.
И вполне естественно, что кого-то (видимо первым был всё же уругваец Рауль Сендик) осенила простая в своей логичности мысль: а почему бы из формулы "поджигаем село - берём город" не убрать середину? Чего вообще возиться с этими тупыми селюками, до которых идею революции никак не донести.
Надо отметить, что сама по себе городская герилья не была каким-то ноу-хау конца 60-х. Она всегда была на практике (пусть кубинцы и Че про это забыли) важной частью партизанского движения, призванной оказывать поддержку и отвлекать силы властей - так было и на Кубе в конце 50-х. Новой была идея полностью отказаться от сельской составляющей. Но тут был явный результат влияния окружающей реальности.
Для Латинской Америки 60-х характерен дикий урбанистический взрыв, появление супергородов, в которых концентрировалась немалая часть населения страны, при этом заметная доля их оказывалась в трущобах - именно тогда рождаются печально известные фавелы. В такой ситуации и правда нелогичным выглядят попытки революционизировать абстрактных крестьян-кампесито, когда под рукой имеются тысячи классических люмпенов.
Так и родилась городская герилья, повлиявшая на историю гораздо больше, чем фокизм и кубинские попытки устроить классическую партизанщину. И не только Латинской Америки. Писания бразильца Карлоса Маригелы и аргентинца Абрахама Гильена вдохновили их идейных собратьев в Первом мире.