Британская публика и зулусская война

Feb 18, 2020 08:08


И небольшой рассказ о реакции британских политиков и общественности на Исандлвану.

"Сожалею, что вынужден известить вас о весьма катастрофическом столкновении, произошедшем 22 января между зулусами и частью 3-й колонны, оставленной охранять лагерь примерно в 10 милях от Роркс-дрифта. Зулусы атаковали с подавляющей численностью и несмотря на храброе сопротивление пяти рот 1-го батальона 24-го полка и одной роты 2-го батальона того же полка, двух орудий, двух ракетных установок, 104 всадников и около 800 туземцев, наши войска были разгромлены. Лагерь, содержавший все припасы и транспорт 3-й колонны, был взят и лишь немногие из защитников сумели спастись" - такими строчками начиналась телеграмма, отправленная 27 января 1879 года командующим британскими войсками в Капской колонии, Натале, Трансваале и на острове Святой Елены генерал-лейтенантом бароном Челмсфордом военному министру полковнику Стенли из столицы британской колонии Наталь Питермарицбурга.

Утром 12 февраля 1879 года, открыв газеты, испытала шок вся Британия. Ибо на юге Африки (хотя даже некоторые депутаты парламента испытывали трудности с точной географической идентификацией страны зулусов), в месте с каким-то варварским названием (Исандула? Изандала? Изандлавана?), произошло то, что просто не могло уложиться в мозгах обычных обитателей викторианской Британии. Дикие туземцы победили имперскую армию в открытом поле.

Это стало на несколько недель главной темой разговоров в обществе и дебатов в парламенте. В то время, как британская армия предсказуемо увязла в Афганистане, совершенно неожиданно для всех на юге Африки произошли события, которых местная публика не помнила со времён бедственного отступления из Кабула и резни первых дней Мятежа. Общественность живо представляла несчастных беззащитных поселенцев, вырезаемых кровожадными варварами, и со страхом ждала новых известий из тех краёв - премьер-министр Дизраэли первые недели даже боялся читать новые телеграммы из Южной Африки. В отчаянии он сказал королеве Виктории: "эта ужасная новость из Африки… изменит всё, уменьшит наше континентальное влияние и расстроит наши финансы". На публике премьер-министр правда старался демонстрировать оптимизм, прибегая к обычной для него демагогии. Выступая в палате лордов 13 февраля, Дизраэли заявил, что конечно же, в Исандлване случилась "ужасная военная катастрофа", но она носит случайный характер ("это не такое военное поражение, причиной которого становится упадок духа или нехватка сил страны"). Британские военные по-прежнему отличаются "героической доблестью", что и показали в Роркс-дрифте. И несомненно доведут войну до победного конца.

Газеты констатировали, что "зулусы в Южной Африке преподали нашим генералам полезный урок войны в буше". А сатирический журнал "Панч" откликнулся знаменитой карикатурой, на которой зулусский воин в роли учителя писал мелом на школьной доске для сидящего Джона Буля слова: "Не недооценивай своего врага".



Разумеется, Исандлвана вызвала и волну интереса к тем, кто преподал Империи такой урок. Спешно прибывший в Англию владелец миссии на Роркс-дрифте Отто Витт собирал по всей стране со своими лекциями полные залы. С одной стороны, публику шокировали сообщения о варварских "зверствах", подтверждавших "природную жестокость африканцев, за которую они должны понести справедливое наказание". Но с другой стороны, рассказы Витта и письма епископа Коленсо показывали и другую сторону зулусов - как благородных дикарей, дисциплинированных и храбрых воинов, защищающих свою родную страну, таких вот "полубесов-полудетей" написанных позднее строк Киплинга. Симпатии простых британцев, особенно после известий о Камбуле, свидетельствовавших, что дела в Южной Африке у британской армии пошли на поправку, к зулусам стали постепенно расти.

Как констатирует через несколько месяцев "Ист Абердиншир Обсервер": "Никто не поднялся так за последнее время в глазах общественного мнения так высоко, как зулусы. Чем больше мы узнаём о них, их воинских качествах и доблести, тем больше мы ими восхищаемся". Премьер-министр Дизраэли после гибели принца Наполеона произнёс знаменитую фразу: "Что за восхитительный народ эти зулусы: они побеждают наших генералов, они обращают в свою веру наших епископов, и они решили судьбу великой европейской династии".

С таким изменением взглядов на зулусов британское общество всё чаще начинало спрашивать, почему же началась эта война на юге Африки? Довольно скоро мнение, что война несправедлива и не нужна, стало господствующим. И ту же статью "Ист Абердиншир Обсервер" заканчивало такими словами: "Достойно глубочайшего сожаления, что столь храбрый народ, только лишь обороняющий свою страну, стал жертвой английского империализма".

В схожем духе высказывались и оппозиционные либералы в палате общин - Уилфрид Лоусон описывал Кечвайо как "доблестного монарха, защищающего свою страну и свой народ от одного из самых бессмысленных и злодейских вторжений, когда-либо совершённых против независимой страны". И подобные "антипатриотические" высказывания не вызывали резкой отповеди консервативных депутатов. В итоге министр колоний Хикс-Бич прямо написал верховному комиссару Фреру: "Даже при том, что южноафриканские войны никогда не пользовались в Британии популярностью, ни одна из них не была столь непопулярна, как зулусская война".

Но такое резкое изменение отношения к зулусам британского общества никак не сказалось на решимости этого общества довести войну, пусть и сотни раз несправедливую, бессмысленную и разорительную для казны, до победного конца. Слова епископа Коленсо - "Мы убьём ещё 10 тысяч человек, чтобы отомстить за потери этого ужасного дня? Разве это воскресит тех, кого мы потеряли? И понравится ли это Господу, который требует от нас быть справедливыми и милосердными?" - оставались гласом вопиющего в пустыне. Военный престиж Империи должен был быть восстановлен.
Как написала в редакционной статье "Таймс": "Подчинение зулусского царя и сокрушение его войска теперь должны быть достигнуты любой ценой… никакие сентиментальные соображения о справедливости и гуманности не могут встать на пути исполнения этого обязательного долга".

колониальные войны, Британская Империя

Previous post Next post
Up