Чтение в субботу вечером - про офицера в Исандлване

Jan 25, 2020 13:54


В той массе ахинеи, что нагородил Дональд Моррис в своей The Washing Of The Spears и которая затем перекочевало в фильм "Рассвет зулусов", первое место с "трудно-открываемыми" патронными ящиками делит то, что командир 1-го батальона 24-го полка бреветный подполковник Генри Пуллейн и был тем офицером, убитым за написанием письма в своей палатке в Исандлване.

На самом деле Пуллейн погиб так, как и по сей день положено погибать командиру пехотного батальона британской армии (последний - командир 1-го батальона валлийской гвардии подполковник Руперт Торнелоу в Афганистане в 2009-м) - командуя своими солдатами на поле боя.

Саму историю рассказал зулусский воин Мхоти из полка Сидзо. Он вбежал в одну из палаток и увидел белого офицера, пишущего письмо. При его появлении офицер схватился за револьвер и выстрелил. Пуля оцарапала щеку Мхоти, но он рванулся вперёд и проткнул врага ассегаем.

Кто же был этот офицер? Точно никто из офицеров 24-го полка. Не о всех из них зулусы до сих пор поют песни, как о капитане Реджинальде Янгхасбенде ("грозный индуна со сверкающим мечом"), но все они, за исключением спасавшего флаг Мелвилла, до конца оставались со своими солдатами. Когхилл, военврач Шепард и артиллерийский майор Смит погибли на тропе беглецов. И таким методом исключения у нас остаётся один единственный офицер регулярных частей, о месте и обстоятельствах гибели которого нам не известно.

Это лейтенант Королевских инженеров Фрэнсис Макдауэлл, командовавший сапёрами в 3-й колонне. Именно в поисках его в Исандлвану утром с Роркс-дрифта приезжал лейтенант Чард. Но Макдауэлл затемно ушёл с отрядом Челмсфорда в долину Мангени. Когда же генерал принял решение о переносе лагеря, Макдауэлл отправился назад вместе с Гарднером, чтобы проследить за сбором имущества сапёров.

колониальные войны, вооружённые силы, ЮАР, Британская Империя

Previous post Next post
Up