Мысли в субботу вечером - британцы атакуют

Aug 31, 2019 14:59


Британская экспедиция 1805-07 годов в Южную Атлантику и правда стала одним из переломных событий эпохи. Прямым её итогом стали британская Южная Африка и независимые страны Латинской Америки. А ведь всё вышло довольно случайно.

Весной 1805 года адмирал Вильнёв ускользнул от караулившего его Нельсона и исчез на просторах Атлантики. Предположение, что он отправится в Вест-Индию, где было много богатых маленьких британских островов, выглядело логично, отчего сильно возбудилось одно из двух мощнейших лобби на британской политической сцене тех лет - вест-индских сахарных плантаторов и импортеров. Зашкаливающие вопли в парламенте и прессе никакое британское правительство игнорировать не могло и, несмотря на Наполеона в Булонском лагере, в Ирландии стали спешно собирать мощные экспедиционные силы для спасения собственности бедных плантаторов.

Но в июне выяснилось, что Вильнёв возвращается в Европе, а экспедиция уже готова - размером больше, чем силы с которыми британцы завоёвывали Индию или теряли Америку. Ну раз всё собрали, то почему бы не отправить их куда-то ещё что-нибудь завоевать для Империи, благо в разгар Наполеоновских войн в Европе много где бесхозного товара лежит. В выборе новой цели для экспедиции премьер-министр Питт прислушался к мнению другого мощнейшего лобби, Ост-Индской компании, которая давно уже плакалась, что Капская колония - ключ и передовая оборона Индии. А уж разговоры завсегдатаев лондонских кофеен про французские планы захватить Кап (тем более, что если Вильнёв в итоге нашёлся, то другой потерянный флот Альмана до сих пор нет) послужили хорошим поводом.

Может быть, всё бы ещё могло обойтись, но кадры решили всё. Ибо премьер-министр Питт понимая, что провал такой большой экспедиции недопустим, выбрал для её руководств людей не, как было тогда принято, по знатности и связям. Флотского капитана, который с минимальными потерями провёл огромный флот через Атлантику и идеально вывел его к Капу, обеспечив внезапность атаки. И генерала, который в блестящем стиле переиграл своего голландского визави (Блаубергская кампания - редкий образец военной кампании, в которой оба противостоящих военачальника действовали на отлично).

Вот только генерал-лейтенант Бэйрд был очень обижен на своё правительство - его, покорителя Майсура, снова обскакал, за счёт своих родственных связей, этот выскочка Уэлсли. И Блауберга для удовлетворения амбиций Бэйрда было мало.
А флотский капитан Пофам был самым необычным капитаном Флота и водил близкое знакомство с несколькими лондонскими изгнанниками - по фамилии Миранда и О'Хиггинс.

Когда вы даёте таким людям достаточно сил и не можете их контролировать - не стоит удивляться получением через некоторое время с другого конца мира известия, что наши войска взяли Буэнос-Айрес, никто не понимает почему и зачем.

Латинская Америка, историософия, Южная Америка, ЮАР, Британская Империя

Previous post Next post
Up