На пути к министерству обороны

Aug 20, 2019 08:36


Сделал краткий конспект по истории поста министра обороны в Великобритании. Для понимания различия между разными уровнями британских министров - см. конспект по структуре британского кабинета министров.

Истоки должности теряются в смуте времён Английской революции и Реставрации. Точная дата неизвестна, но в 1660-е годы парламент приставил к главкому Джорджу Монку своего представителя под именем "военный секретарь". Он должен был сопровождать главкома на поле боя и вести его переписку, то есть это была попытка парламента как-то контролировать армию. В 1670 году Монк умер и новый главком не был назначен. А военный секретарь остался, отвечая за вопросы расквартирования и перемещения армии.
Около 1694 года военный секретарь Уильям Блэйтуэйт завёл себе и департамент под названием "военное ведомство". Со времён королевы Анны военный секретарь стал докладчиком по всем военным вопросам в палате общин и постепенно стал восприниматься представителем армии в парламенте. Разумеется, вопросы большой стратегии его не касались, а вот сколько денег потратить на армию - это к военному секретарю.

При этом более века его обязанности никак не были формализованы. Пока в 1779 году, в разгар войны с североамериканскими мятежниками, военный секретарь Чарльз Дженкинсон в палате общин отказался отвечать на вопросы лидера вигской оппозиции Чарльза Фокса, на том основании, что не был министром и таким образом "не был компетентен в вопросах армии".
Результатом стало принятие в 1782 году по инициативе великого политика Эдмунда Бёрка акта, наконец-то введшего военного секретаря в британскую политическую систему. Теперь он отвечал за все финансовые и гражданские дела армии, готовил, представлял парламенту и следил за исполнением бюджета армии, а также был обязан отвечать парламенту на все вопросы, связанные с армией и войной. Он не был министром кабинета, но подчинялся кабинету, ситуативно, военный секретарь мог и быть членом кабинета (как Уильям Уиндхэм в 1794 году). Пост этот обычно занимал кто-то из начинающих (как виконт Палмерстон в годы Наполеоновских войн) или второстепенных (как великий историк Томас Маколей) политиков.

При этом военный секретарь не имел никакого отношения ни к артиллерии, ни к инженерным войскам, ни к маттехобеспечению армии, остававшимися в ведении мастер-генерала боеприпасов. Мастер-генерал до 1828 года оставался членом кабинета и был обычно военным, но при этом не имел никакого отношения к военной политике правительства, членом которого был. Он, конечно, мог высказать своё мнение по военным вопросам, но это было его личное мнение.
И разумеется, ни военный секретарь, ни мастер-генерал не имели никакого касательства к флоту и Адмиралтейству.

В годы войн с революционной и наполеоновской Францией военные вопросы стали предметом повышенного внимания. И в 1794 году был создан третий пост государственного секретаря (статс-секретаря) - военный статс-секретарь. Это был уже полноценный министр кабинета, призванный отвечать за все вопросы военной политики страны. Вот только конкретно его функции прописаны не были и уж точно военный секретарь не считал себя его подчинённым. А в 1801 году колониальные дела были переданы в ведение военного статс-секретаря, ставшего военным и колониальным статс-секретарём, после чего занимающий этот пост политик стал воспринимать себя как министр колоний.

Ситуацию усложнило появление постоянного главкома. После Монка главкомов было принято назначать только на время войны и даже великий Мальборо не смог сделать эту должность постоянной. Но в обстановке постоянных войн с Францией в 1795 году постоянная должность главкома была создана и занявший её герцог Йоркский за 10 лет прибрал к рукам контроль над армией. При этом какое-то разделение полномочий между главкомом и военным секретарем прописано не было, что приводило к постоянным трениям и упражнениям в эпистолярном жанре с обоих сторон. Так лорд Палмерстон в бытность военным секретарём как-то ответил на очередной наезд главкома, обозвав его "аномальной и неизвестной нашей конституции должностью".
При этом милиция и волонтёры оставались в ведении МВД, а снабжение и транспорт - Казначейства.

В принципе, уже в 1830-е годы британские политики начинали понимать, что у них что-то не так с делом управления армией. Но, как и в случае отмены продажи офицерских патентов, попытки реформ натыкались на сопротивление национального героя герцога Веллингтона, считавшего, что создание единого военного ведомства усилит вмешательство политиков в армейские дела с печальными для страны последствиями.
Крымская война ярко продемонстрировала полную неадекватность системы управления армией. Архаичная административная машина, в которой правая рука не знала, что делает левая, окончательно сломалась под Севастополем зимой 1854/55 года.

Перемены начались в июне 1854 года, когда были разделены должности статс-секретарей войны и колонии. Ставший военным статс-секретарём герцог Ньюкасл одновременно занял пост военного секретаря (такое совмещение продолжалось до ликвидации поста военного секретаря в 1863 году). В его ведение передали милицию, волонтеров, снабжение и транспорт. В 1855 году ликвидируется должность мастер-генерала боеприпасов, его военные функции отошли главкому, а гражданские - военному статс-секретарю.

Таким образом, в деле управления армии остались двое - гражданский военный статс-секретарь и военный главком. И между ними продолжались споры о разграничении полномочий. Занявший пост главкома после Крымской войны герцог Кембриджский считал, что все военные вопросы являются сферой его деятельности, в которую гражданские вмешиваться не имеют права.
Эта борьба завершилась только с началом реформ военного министра Эдварда Кардуэлла. Частью их было принятие в 1870 году Закона о военном ведомстве, ставившего главкома в роль главы департамента, подчинённого военному статс-секретарю. Он, наконец, стал полноценным министром, отвечавшим за все дела армии.

Но флот, представленный в кабинете Первым лордом Адмиралтейства, оставался независимым. В годы Первой мировой возникли Королевские ВВС и в январе 1919 году была введена должность статс-секретаря ВВС, также имевшего статус члена кабинета. Первым министром авиации стал Уинстон Черчилль.

По итогам Первой мировой войны общим было мнение о необходимости большей координации между тремя родами вооруженных сил. Как всегда в Британии, было много обсуждений и дискуссий. Первая попытка создания министерства обороны в 1921 году не прошла в парламенте. В 1936 году, в обстановке приближающейся новой мировой войны, премьер-министр Стэнли Болдуин назначил министра по координации обороны. Правда, назначение на этот пост генерального атторнея Томаса Инскипа вызвало знаменитое высказывание, обычно приписываемое Черчиллю про "самое скандальное назначение со времён введения Калигулой коня в сенаторы".

В 1940 году, при формировании правительства Черчилля, премьер-министр одновременно получил титул "министра обороны". Но какого-то отдельного офиса создана не было, просто в таком качестве Черчилль координировал деятельность трёх ведомств.
Наконец в 1946 году министерство обороны Соединённого Королевства было создано официально, три главы ведомств стали подчиняться министру обороны, имевшему ранг статс-секретаря, но сами отдельные ведомства сохранялись. Единственным военным, занимавшим этот пост, был в 1952-54 годах в кабинете Черчилля фельдмаршал Александер.
Наконец в 1964 году все три ведомства были слиты в единое министерство обороны, должности их глав упразднены.

В текущем году впервые (в последнем кабинете Мэй) данный пост заняла женщина (Пенни Мордаунт). В кабинете Джонсона министром обороны стал опытный политик Бен Уоллес. Он первый с 1992 года министр, служивший в армии, и первый со времён Джона Нотта, тэтчеровского министра обороны времён Фолклендской войны, бывший офицер - Уоллес окончил Сандхёрст и отслужил 7 лет в шотландской гвардии, в том числе ездил в боевые командировки в Ольстер.
Но это, как вы уже поняли, скорее для британского военного министра - исключение из правил.

вооружённые силы, Британская Империя

Previous post Next post
Up