На пути к Скотланд-Ярду

Jul 17, 2019 07:37


Сделал небольшой конспект по истории развития полицейского дела в Британии.

О совсем средневековых временах, с шерифами и собираемым ими ополчении, именуемом латинским словом posse comitatus, речь не идёт.
Перейдём во времена Тюдоров, когда в XVI веке всё более расширяются права мировых судей, которыми обычно были местные джентри. Они уже не только отвечают за закон и порядок в своём округе, но и организуют сбор налогов, ремонт дорог и мостов, проверяют правильность мер и весов на рынках и в магазинах, контролируют работу пабов, занимаются призрением бедных.
Их функции продолжали возрастать, пока в начале XIX века просвещённые англичане с некоторым удивлением не обнаружили, что мировой судья является полновластным хозяином сельской округи: "ни парламент, ни правительство не говорили им конкретно, что они должны делать, не следили пристально за ними и даже не сказали, что они вообще что-то должны делать. Поэтому они сами делали всё, что считали нужным делать, а нужным делать они обычно считали всё".

Разумеется, с таким огромным объемом работы в одиночку было не справиться, так и появились констебли (слово имеет латинские корни), когда кто-то из уважаемых жителей деревни (или обитателей городского церковного прихода) на год назначался помощником мирового судьи. Во времена Тюдоров и Стюартов констебль скорее был деревенским старостой, представлявшим общину в отношениях с государством в лице мирового судьи. Главной его задачей стало организация жителей деревни на разные работы: сказал мировой судья мост отремонтировать - констебль собирает сельчан, чтобы это сделать. Так же констебли отвечали за арест и доставку в суд преступников. Со временем сложилась и практика компенсации расходов констеблей.

В городах и городских общинах (боро) со средневековья существовал институт городской стражи, когда горожане по очереди обязаны были патрулировать улицы по ночам.



К Новому времени этот институт пришёл в упадок и в 1663 году король Карл II ввёл в Лондоне платных ночных стражников, которых в его честь прозвали "чарли". Формы у них не было, но их легко можно было узнать по тяжелому пальто, фонарю и колокольчику. Работа была трудная и низкооплачиваемая, что отражалось на качестве персонала, превратив "чарли" в источник насмешек лондонцев.

Тем временем Лондон рос, с ним разрасталась и преступность, с чем архаичная система мировых судей, приходских констеблей и "чарли" явно не справлялись. И какой выход был у обитателей этого либертарианского рая?
Правильно, с конца XVII века британская столица переживает настоящий бум "ловцов воров". Это были обычно бывшие солдаты или моряки, содержавшие паб или таверну. Имея сеть помощников, они были в курсе всех дел в округе, и за определенную плату могли вернуть украденные вещи и имущество. Следующий шаг вполне логичен, довольно быстро грань начала стираться, расцвёл рэкет и прочее, так что некоторые из знаменитых "ловцов воров", бывшие по совместительству и "крестными отцами", вроде Чарльза Хичена или Джонатан Уайлда сами в итоге угодили на виселицу.

Так что к середине XVIII века идея полиции как сильной и эффективной службы на службе государства, выдвинутая выдающимся итальянским мыслителем и правоведом Чезаре Беккариа, проникла в создание англичан. Однако натолкнулась на английский консерватизм. Само слово "полиция" у думающих британцев той поры ассоциировалось с "континентальным деспотизмом" и вездесущими шпиками на службе власти, сующими свой нос в дела честных граждан.
Несколько десятилетий шли бурные дебаты, но первое предложение о создание полицейских сил в Лондоне в 1785 году провалилось в парламенте.

Какие-то изменения были следствием инициативы на местах. В 1749 году Генри Филдинг, магистрат суда на Боу-стрит, что в Ковент-Гардене, нанял на постоянной основе (и с очень хорошей зарплатой) 6 констеблей, которые патрулировали его судебный округ и ловили преступников. За метод ловли преступников их прозвали "бегунами с Боу-стрит".



Они и были первыми полицейскими современного типа в Британии. До конца века подобные отряды "бегунов" были созданы ещё в 7 судебных округах Лондона - из 124. Всего "бегунов" в столице было 68 человек. Схожие небольшие отряды "бегунов" возникли в паре десятков английских и шотландских городов. Кое-где они стали придерживаться единообразия в одежде.

Но настоящая "полицейская революция" связана с именем великого реформатора Роберта Пиля. И началась она в Ирландии. В 1814 году, будучи шеф-секретарем Ирландии, Пиль создал "Силы по поддержанию мира". Их констебли, одетые в форму и вооружённые мушкетами, следили за законом в сельских районах Ирландии, постоянно патрулируя закреплённые районы. Именно их впервые прозвали по имени своего создателя "пилитами". После ряда преобразований, в которых Пиль принимал активное участие уже как министр внутренних дел и премьер-министр, в 1836 году полиция Ирландии окончательно оформилась в форме Дублинской столичной полиции (действовавшей в столице) и Ирландских констеблей (действовавших на остальной территории).

Став в 1820-е годы министром внутренних дел, Пиль активно лоббировал перенос "ирландского" опыта на английскую почву. После нескольких лет дебатов и заседаний парламентских комиссий 19 июня 1829 года Акт о создании Лондонской столичной полиции был принят парламентом, а в 6 часов вечера 30 сентября первые "бобби", которых тогда ещё звали "пилитами", вышли на патрулирование улиц Лондона.
Ключевыми элементы столичной полиции проистекали из ирландского опыта Пиля - большая численность, централизованное командование, постоянное патрулирование закреплённых районов, акцент на предупреждение преступлений, и униформа.



При создании столичной полиции Пиль и первые комиссары, отставной веллингтоновский полковник Чарльз Роуэн и преуспевающий юрист Ричард Мейн, старались учитывать обеспокоенность общественности. Поэтому полицейские получили форму и обязанность носить её даже вне службы, дабы не было слухов о "тайных шпиках". Поэтому их форма была максимально отдалена от армейских мундиров. Поэтому они не носили огнестрельного оружия - всё же не "дикая" Ирландия, а столица.

Отбор был строгий, брали мужчин в возрасте от 20 до 27 лет, ростом не ниже 170 см, в хорошей физической форме, умеющих читать и писать. Простой констебль получал 20 шиллингов в неделю, был вооружён полицейской дубинкой, которая в те времена представляла собой увесистую палку из крепких пород дерева полуметровой длинны, да ещё с медным набалдашником. Кроме того, под полой синего фрака он носил широкий тесак, который пускал в ход в критических ситуациях.

Уже через несколько лет столичная полиция получила всеобщее признание как "одно из наиболее ценных современных учреждений". Первоначально столичная полиция действовала в радиусе 7 миль от центра Лондона. Акт 1839 года расширил радиус действия Лондонской столичной полиции, к тому времени по местоположению своей штаб-квартиру уже прозванной Скотланд-ярдом, в 6 раз, охватив весь Лондон и ближайшие окрестности. Она поглотила все прочие силы вроде бегунов с Боу-стрит. Только лондонский Сити сумел отстоять право на собственную полицию, созданную в том же 1839 году, и по сей день являющуюся самой маленькой из полицейских сил Соединённого Королевства.



Принятый по инициативе премьер-министра Пиля в 1835 году Закон о муниципальных корпорациях рекомендовал городам и боро создание собственных полицейских сил. Закон о сельской полиции 1839 года рекомендовал создание полиции в сельской местности. Правда только половина городов и графств воспользовались этим правом.

Наконец, в 1856 году Закон о полиции графств и боро уже обязал все местные власти создавать штатную, оплачиваемую полицию из расчёта 1 полицейский на тысячу жителей. Хотя местная полиция подчинялась муниципалитетам, министерство внутренних дел надзирало за её работой.

К 1900 году в Британии насчитывалось 181 полицейская сила. К настоящему времени осталось 43, единые полицейские службы существуют в Шотландии и Северной Ирландии.



Крупнейшей полицейской силой Соединённого Королевства остаётся Столичная полиция, в просторечии именуемая Скотланд-ярдом.

полицейские силы, Британская Империя

Previous post Next post
Up