Испанский взгляд справа на историю Мексики

May 28, 2019 08:09


Известный испанский историк-публицист Педро Фернандес Барбадильо, автор прошлогоднего книжного суперхита Eternamente Franco и один из идеологов молодого испанского правого движения Vox, написал по следам последнего скандала с Кортесом статью об истории Мексики с говорящим названием "От великой Новой Испании к маленькой Мексике". Статья довольно интересная, так что сделал перевод, в скобках - комментарии.

Белый европеец, без малейшей примеси индейской крови, говорящий по-испански и, возможно, носящий медальон Девы Гваделупской, говорит от имени предполагаемых жертв испанского завоевания Мексики.
Нельзя сказать, что это что-то необычное. Обычно такую позу мексиканские президенты занимают в конце своего шестилетнего срока, чтобы хоть как-то оправдаться перед избирателями за неудачи и неприкрытую коррупцию, но Андерс Мануэль Лопес Обрадор извлёк скелет "традиционного виновного" во всех бедах Мексики (намёк на привычку латиноамериканцев винить в своих бедах испанский колониализм) заметно раньше срока. Неужели его дела настолько плохи?

Выставленный счёт датируется 500 годами, удобным и круглым числом, но неверным, поскольку оно включает последние 200 лет независимости. Всё для самоуспокоения креолов, которые, за редкими исключениями, скверно управляли этой страной последние 200 лет.

В конце XVIII века, по словам дипломата Фернандо Оливье, "Новая Испания была в составе Испанской империи державой со своей независимой внутренней политикой и почти независимой внешней политикой, направленной на сдерживание русских на Аляске, англо-американцев на Миссисипи и англичан в том, что ныне зовётся Белизом. Держава, которая смогла изгнать французов или, если быть более точными, франко-канадцев, с северного побережья Мексиканского залива, и взять под контроль всё побережье. Эта мексиканская независимость от мадридских дел уже достигал такой степени, что в период между 1792 и 1802, когда наше правительство было полностью поглощено европейскими делами, Мексика посылала со своей базы в Сан-Бласе фрегат "Арансасу", чтобы исследовать побережье Аляски, дабы закрепиться там".



Последние вице-короли даже вмешивались в политику новорождённых США, зорко следя за их экспансионистскими планами. Между 1764 и 1803 Луизиана была добавлена к наместничеству, уступленная французским королём в 1763 и отданная Наполеону в 1803. После смуты Наполеоновских войн Королевство Испания и Соединённые Штаты установили границы договором Адамса-Ониса 1819 года. Испания уступила Флориду и навигацию по Миссисипи, но США признали её владение Техасом.
В итоге, наместничество Новая Испания простиралась от Филиппин до Пуэрто-Рико и от Панамы на юге до 42-й широты на севере. А Мехико получило от Александра Гумбольдта похвалу за более высокий уровень жизни своих обитателей по сравнению с Пруссией.

При провозглашении независимости (1821 год) генералом Агустином Итурбиде, Мексика была 4-й по величине суверенной страной на Земле после Российской империи (тогда трёхконтинентальной), Китая и США, хотя Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины остались испанскими. Более 4 миллионов кв. километров суши.
Молодая мексиканская империя имела выход к Атлантике и Тихому океану, как и Россия, но в отличие от той, этот выход был лёгким и свободным ото льда. Однако страна окончательно утратила статус связующего звена между Китаем и Европой, поскольку плавания Манильского галеона были прерваны в 1815-м и больше не возобновлялись.

Монархия длилась недолго. После свержения короля, которому подчинялись все, генералы Войны за независимость не хотели никому подчиняться. За первые 35 лет только один президент, Гуаделупе Виктория, усидел весь срок.
В 1823-м старое генерал-капитанство Гватемала отделилось от республики и образовало Соединённые провинции Центральной Америки. Но главная опасность была на севере.

В 1820 году вице-король Руис де Аподака разрешил нескольким сотням поселенцев из Миссури обосноваться в Техасе с условием перехода в католичество. Республика продолжала разрешать такую миграцию на практически безлюдную территорию. Отношение колонистов с Мехико постепенно ухудшались, поскольку они сохраняли американское гражданство, отвергали отмену рабства и выступали против централизаторской Конституции.
В 1835-м техасцы восстали против Мексики и в 1836 году победили. Они также расширили свою границу на юг до Рио-Гранде. 10 лет спустя техасцы решили присоединиться к США и тогда Мексика объявила войну северному соседу (1846 год). Отсталая страна с 7,5 млн. населения угрожала 20-миллионой индустриализировавшейся державе.

Итог был очевиден, но поражение мексиканцев потрясает своей масштабностью. По договору Гваделупе-Идальго (1848 год) Мексика потеряла более половины территории - современные американские штаты Калифорния, Невада, Юта, Нью-Мексико и Техас, а также части Аризоны, Колорадо, Вайоминга, Канзаса и Оклахомы. Рио-Гранде, лежавшая в середине испанских земель в колониальные времена, стала пограничной рекой.
Говорят, этот конфликт является "войной, забытой в США и никогда не прощённой в Мексике". Часть американских политиков хотела аннексии всей Мексики, но она не произошла из-за опасения северных штатов усилением рабовладельцев.

В 1853 году президент Лопес де Санта-Ана, по сравнению с которым худший испанский вице-король является образчиком честности и патриотизма, продал США Венту-де-ла-Месилью, территорию площадью 76 тыс. кв. километров на границе с Аризоной и Нью-Мексико.
Вашингтон планировал получить и выход к морю Кортеса. В 1857-м президент Джеймс Бьюкинен предложил купить Нижнюю Калифорнию и районы Сонора и Чиуауа за 15 миллионов долларов. Президент Игнасио Комонфорт отверг это.

Хотя Мексика больше не теряла территории, она превратилась в американский аналог Китая или Турции - страну, оккупированную иностранцами, подчинившими её экономику, и погрязшей в гражданских войнах.

Генерал Порфирио Диас установил долгую диктатуру, которая восстановила мексиканский суверенитет, но не экономическую независимость. Его бегство в 1911-м привело к длительному периоду революций, когда мексиканцы снова пережили военную интервенцию. Президент Вильсон захватил порт Веракрус и послал войска через границу, чтобы поймать Панчо Вилью.
Восстание в малонаселённой Нижней Калифорнии (1911 год) вызвало страх повторения техасского прецедента.
Революционеры, фанатично националистические и светские, преследовали католиков. В результате те восстали в ходе войн кристерос, которые велись в 20-30-е годы. Революционеры основали ИРП (Институционно-революционная партия), чтобы мирно удерживать власть, не прибегая к переворотам.

В последующие годы "совершенная диктатура" всеми силами занималась обогащением своих членов и подавлением инакомыслия. Католик и консерваторы были раздавлены и поставлены под контроль, так что единственной угрозой стали ультралевые. В 1968-м мексиканские власти убили неизвестное количество студентов на Пласа-де-лас-Трес-Культурас (речь о студенческом движении 1968 года). В том же году "грязная война" началась по приказу ИРП, партии, активистом которой Лопес Обрадор был в 70-80-е годы. Первое "исчезновение" (то есть пропажа оппозиционера) в Америке произошло не в Аргентине, а в Мексике.

У мексиканских националистов, как левых, так и правых, популярна теория заговора, согласно которой всё происходящее в стране является частью секретного плана США по захвату севера страны и Нижней Калифорнии, как это происходит в Аргентине в отношении Патагонии.
Реальность такова, что с момента обретения независимости от Испании почти ни одна из новых республик не смогла защитить свою территории, ни от соседей, ни от США.

Лопес Обрадор мог послать письмо президенту США с требованием вернуть отторгнутые в 1848-м территории, а другое письмо президенту Франции с требованием компенсации за интервенцию в 1862-1867 годах. Он не сделал этого, поскольку в Мехико хорошо понимают, что Вашингтон и Париже не любят таких шуток и унижений, в отличие от Испании, где уже появились "квислинги". Разумеется, в "Подемос" (намек на предложенный в прошлом году это левой партией законопроект, предлагавший убрать с улиц испанских городов названия и памятники всех виновным в "преступлениях рабства и колониализма" начиная с Колумба).

Испания, Мексика, империализм

Previous post Next post
Up