Когда почернели ремни Легиона…

Nov 30, 2018 08:41


На варспоте вышла очередная статья, по истории Испанского легиона. У себя расскажу подробнее об одном политическом убийстве первого года Второй Республики и связанном с ним единственном крупном изменении формы легионеров за всю историю.

Оригинальная форма легионеров, разработанная Мильяном Астраем и его офицерами в начале 1920-х годов, включала ремни коричневого, "орехового" цвета. Однако, в наши дни, как легко убедиться по многочисленным фотографиям, легионеры носят ремни чёрного цвета.



Изменение цвета ремней связано с одним загадочным политическим убийством, произошедшим на исходе первого года существования Второй Республики Испании.

Хуан Матео-и-Перес де Алехо родился в 1874 году в небольшом городке под Гаваной, в семье служившего на Кубе испанского офицера-галисийца. Он вырос на Кубе и после окончания пехотной академии в Толедо успел вернуться лейтенантом воевать на Кубу. Затем была долгая служба, активное участие в войне в Марокко, вхождение в круг офицеров-"африканцев".
В момент падения монархии полковник Матео командовал 6-м пехотным полком "Савойя", расквартированным в казармах Дона Хуана в Мадриде. 11 мая 1931 года, когда над Мадридом поднялся дым от десятков подожженных республиканцами церквей, полковник Матео самовольно направил своих солдат на охрану соседних церковных зданий, приказав им стрелять при попытках поджогов.



Вскоре после этого он отправился в Африку, как 6-й в истории командир Легиона, звавшегося в те годы ещё Марокканской терцией. Вскоре после прибытия в Сеуту жена полковника, виконтесса Амбите, была напугана страшным сном, в котором её муж умирал на пороге собственного дома. Но полковник Матео только посмеялся над этим.

Тем временем, отношения полковника с военным министром (а с октября 1931 года занявшим одновременно и пост премьер-министра) Мануэлем Асаньей неуклонно ухудшались.

9 декабря 1931 года Вторая Республика обрела свою конституцию. По случаю её принятия новые власти устроили в Мадриде большой военный парад, в котором участвовали подразделения со всех уголков Испании. Протекторат в Марокко представляли 7-я бандера Легиона и 2-й табор тихуанских регуляров, сводный отряд на параде возглавил полковник Матео.
Во время парада полковник Матео увидел стоящего среди толпы одетого в гражданское основателя Легиона Мильяна Астрая, известного противника новых властей Испании. Он скомандовал легионерам и регулярам смотреть направо и отдать честь основателю. Так "марокканцы" и промаршировали перед трибуной, на которой стояли президент Самора, премьер-министр Мануэль Асанья и другие лидеры Республики, отвернувшись от неё.



После парада растроганный Мильян Астрай подошёл к легионерам и сказал: "Только Хуанито Матео был способен сделать то, что он сделал. Но, возможно, этим он подписал себе смертный приговор". Астрай знал о чём говорил - Мануэль Асанья воспринял произошедшее на параде как личное оскорбление. Полковник Матео в принципе был вполне готов к тому, что его снимут с должности за такой поступок. Но никакой официальной реакции военного министерства не последовало, и он благополучно вернулся в Сеуту.

Утром 7 марта 1932 года полковник Матео, одетый в цивильное пальто и шляпу, вышел из своего сеутского дома в сопровождении старшего сына, лейтенанта Легиона Хуана Рамона Матео. Пока они говорили у дверей, внезапно появившийся из-за угла человек несколько раз выстрелил в спину полковника. Истекая кровью, он рухнул на порог собственного дома. Пророческий сон сеньоры Матео стал реальностью.
Лейтенант, прихватив часовых из соседней казармы, настиг убийцу в одном из переулков и свалил точным выстрелом. Тяжелораненного убийцу доставили в сеутский госпиталь, но всего через несколько часов неизвестный человек проник в палату убийцы и разрядил в него пистолет.

Убийца убийцы найден не был, военное министерство 8 марта объявило, что убийцей полковника Матео был бывший сержант Легиона по фамилии Санчес, уволенный за неподобающее поведение и злоупотребление властью. Отсюда была и официальная версия, что мотивом убийства была месть.
Вот только уволил сержанта Санчеса из Легиона не полковник Матео, а его предшественник. А ещё сержанта Санчеса в последние месяцы перед убийством часто видели в местном отделении Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Тем не менее, никакого официального расследования после 8 марта не было.

Полковника Матео 8 марта 1932 года хоронила вся Сеута, все магазины и лавки были закрыты. На похороны легионеры вышли с ремнями, окрашенными в чёрный цвет - в знак траура по полковнику Матео. На следующий день чёрный цвет ремней был официально закреплён приказом по Легиону, подписанным заместителем командира подполковником Гарсией Эскамесом и адъютантом капитаном Фернандо Лискаино де ла Роса, оба они были награждены Крестами Лауреада Сан-Фернандо за войну с рифами.

Гарсия Эскамес прошёл всю Гражданскую войну, в ноябре 1936 года командовал одной из пяти колонн, наступавших на Мадрид, закончил войну генерал-лейтенантом и умер на посту генерал-капитана Канарских островов в 1951 году.
Капитан Лискаино в октябре 1934 года отправился с легионерами на борьбу с революционерами Астурии и сепаратистами Каталонии, был назначен начальником Мозос де Эскадро - местной полиции Каталонии. На этом посту он и встретил июль 1936 года, став одним из лидеров националистического восстания, после поражения которого был расстрелян республиканцами.

А чёрные ремни остались у Легиона навсегда.

Испания, вооружённые силы

Previous post Next post
Up