Избирательный ценз в британских колониях XIX века

Aug 08, 2018 07:29


Составил краткий конспект по истории избирательного ценза в британских самоуправляющихся колониях (Кап, Новая Зеландия, Австралия и Канада) во второй половине XIX века.

Пожалуй, наиболее демократичной, как не удивительно это в свете последующей истории, была в то время избирательная система Капской колонии. Во многом причинами этого было и то, что в ходе затянувшихся на десятилетия дискуссий о предоставлении Капу права представительного, а затем и ответственного правления, министры колоний не раз высказывали опасение, что "представительные учреждения могут быть извращены и использоваться как средства доминирующей кастой для продвижения собственных интересов за счёт других менее сильных классов".

Отметая эти опасения, либеральная англоязычная элита Кейптауна сразу постаралась особо прописать запрет на любую дискриминацию по расовому признаку - собственно введение в Капской колонии равенства всех перед судом независимо от цвета кожи и стало последней каплей, после чего непримиримые буры ушли в Великий Трек. Исходили при этом капские либералы из вполне рациональных соображений, как выразился генеральный прокурор колонии Уильям Портер: "Лучше встретить готтентота голосующим на избирательном участке, чем с винтовкой в буше".

Право избирать и быть избранными получил любой мужчина старше 21 года, владевший собственностью стоимостью 25 и более фунтов, либо обладавший годовым доходом в 50 и более фунтов. При этом в зачёт шла доля в общинной собственности, характерной для африканцев.
Трудовые мигранты имели право после 5 лет жизни в Капе претендовать на получение "сертификата о гражданстве", который давал им, при условии соответствия цензу, и право голоса.
В результате, к началу 1880-х годов, после присоединения земель коса и гриква, чёрные составили 47 % избирателей в колонии.

В борьбе против кейптаунских либералов и "чёрной опасности" объединились восточно-капские политики и национально-возрождающиеся буры, к которым примкнули отдельные личности из недавно присоединённого Западного Грикваленда вроде Сесиля Родса.
Именно в результате их деятельности, к концу XIX века с "25-фунтовыми избирателями" было покончено.
В 1887-м очередной кабинет Спригга провёл закон, исключавший долю в племенной собственности как основание для избирательного права, это мигом сократило число избирателей-африканцев то ли на 90 %, то ли даже на все 95 %.

А в 1892 году кабинет Родса провёл настоящую избирательную реформу, повысив необходимый имущественный ценз (и владения и дохода) до 72 фунтов. Также вводился образовательный ценз - избиратель должен был собственноручно написать заявление о желании принять участие в выборах, которое засвидетельствовал местный чиновник.

Правда, в защиту Родса можно сказать, что никакого расового начала тут не было, закон лишил права голоса гораздо больше бедных белых (африканцев вполне успешно вычистила "зачистка Спригга" 5 годами ранее). Всё в рамках главного политического лозунга Родса: "Равные права для всех цивилизованных мужчин к югу от Замбези".
В результате в 1893-м в Капской колонии было меньше 10 тысяч избирателей (против более 60 тысяч в 1885-м) - 4536 белых и 3448 прочих.

Так что капская избирательная система на протяжении 2-й половины XIX века явно эволюционировала в сторону большей элитарности. В отличие от других самоуправляющихся колоний в южном полушарии.

Тут наибольший прогресс был в Новой Зеландии. Колония получившее представительное правление почти одновременно с Капом, также приняла в 1852 году довольно либеральные правила.
Голосовать и избираться могли мужчины старше 21 года, владеющие собственностью на 50 или более фунтов, либо получающие годовой доход в 10 и более фунтов (в городах) и 5 и более фунтов (в сельской местности). При таких ультралиберальных условиях право голоса получили практически все мужчины-"пакеха". А вот маори не получили, ибо в отличие от Капа доля в общинной собственности не учитывалась.

Тем не менее, система быстро двигалась в сторону ещё большего либерализма. В 1862 года право голоса получили золотоискатели, державшие лицензии более 3 месяцев.
В 1867-м выделено 4 места в парламенте для маори, за которые те могли голосовать без всяких цензов.
В 1879 году полностью отменены имущественные цензы. Наконец, в 1893-м в Новой Зеландии случилось настоящее чудо - право голоса дали женщинам.

В Австралии, где колонии довольно сильно отличались составом населения, изначально столь же сильно различались и избирательные цензы. Общим было то, что голосовать могли только белые мужчины старше 21 года.
Первым представительное правление получил Новый Южный Уэльс в 1843 году, установив ценз в 200 и более фунтов собственности или 20 и более фунтов годового дохода. В 1858 году избирательная реформа в Новом Южном Уэльсе отменила избирательные цензы, оставив только проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.

В 1850 году представительное правление введено ещё в трёх колониях. Южная Австралия и Тасмания установили ценз в 100 и более фунтов собственности и 10 и более фунтов годового дохода.

А вот аристократическая Виктория установила самые высокие среди всех колоний цензы - 1000 и более фунтов собственности, и 100 и более фунтов годового дохода. Во всех трёх колониях также избирательные права получили, независимо от имущественного состояния, люди, обладающие определённым профессиональны статусом (юрист, адвокат, врач или выпускник университета).
При переходе к ответственному правлению Виктория в 1857 году снизила ценз до 50 и более фунтов собственности, 10 и более фунтов годового дохода, а также дала право голоса всем держателем шахтёрских лицензий.
К слову, именно в Австралии впервые было введено тайное голосование и такую систему британцы даже прозвали "австралийским голосованием".

Квинсленд, отделившийся от Нового Южного Уэльса в 1859 году, сохранил его либеральную систему без имущественного ценза.

В 1870 году представительное правление введено в Западной Австралии на условиях 50 и более фунтов собственности, 10 и более фунтов годового дохода, профессиональный статус.

Насчёт женщин вопрос разделился - право голоса в XIX веке они успели получить только в Западной и Южной Австралии.
Окончательно имущественные цензы были отменены при образовании Австралии в 1902 году.

А вот вопрос об избирательных правах для австралийских аборигенов в XIX века даже не обсуждался, более того в акте 1902 прямо говорилось, что избирательных прав не могут иметь "аборигены Австралии, Азии и Африки, а также островов Тихого океана, за исключением Новой Зеландии". Первые подвижки относятся к 1920 году.

В канадских колониях представительные учреждения существовали с конца XVIII века и во многом избирательная система там имела довольно архаический вид.
К моменту создания конфедерации в 1867 году голосовать везде могли мужчины старше 21 года, в Британской Колумбии и на острове Принца Эдуарда имущественного ценза не было. В Нью-Брансуике требовалась собственность на 100 и более фунтов, в Манитобе - собственность на 100 и более фунтов или 20 и более фунтов годового дохода, в Новой Шотландии - собственность на 150 и более фунтов, в Онтарио - собственность на 100 и более фунтов в сельской местности, и 200 и более фунтов в городах, в Квебеке - соответственно 200 и 300 фунтов, либо 20 (в сельской местности) и 30 (в городах) годового дохода.

Индейцы в большинстве провинций права голоса не имели, также в Британской Колумбии особо оговорено лишение права голоса азиатских трудовых мигрантов. Только в Онтарио и Манитобе индеец мог получить права голоса в случае отказа от статуса "индейца" на общих основаниях. Но их число было крайне невелико - в конце XIX века на всю Канаду приходилось не более 250 избирателей-индейцев. До инуитов же цивилизация с выборами доберётся только в середине ХХ века.

Избирательная система Канады была унифицирована в 1885 году. Имущественный ценз был установлен в собственности в 150 и более фунтов в сельской местности (в случае рыбаков в эту сумму включались лодки и орудия лова), 200 и более фунтов в городках (таунах), 300 и более фунтов в городах (сити) либо 20 фунтов дохода в год. Индейцы получали право голоса на том же условии отказа от статуса и владения собственностью на 150 фунтов и более. И прямо прописывалось лишение право голоса "всех лиц монгольской и китайской расы" (под которыми понимали всех азиатов), под предлогом того, что они "не имеют британского политического инстинкта".
Таким образом именно канадская демократия к рубежу ХХ столетия оказалась наиболее высокоцензовой из всех самоуправляющихся колоний Британской Империи.

P.S. Надеюсь, пояснять, что в бурских республиках вопрос об избирательном праве для африканцев не стоял на повестке дня, не надо?

Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР, Британская Империя

Previous post Next post
Up