Из
Хюэ ездят в туры в бывшую демилитаризованную зону (ДМЗ), разделявшую до 1975 года Северный и Южный Вьетнам.
Стандартный однодневный тур можно купит в любом отеле или турагенстве за 500 тысяч донгов (+ 50 тысяч обычный обед из фо и немов), осуществляется на микроавтобусе, забирают из отеля и привозят назад.
Сначала от Хюэ полтора часа ехать по шоссе № 1 на север, до города Донгха, столицы провинции Куангчи.
Там в офисе "Меконг Трэйвел" подсела гид - молодая вьетнамка, хорошо говорившая на английском, и тур начался.
От Донгха сначала едем по шоссе № 9 на запад, в горы к лаосской границе. Дорога поднимается вверх, по мере удаления от побережья рассеиваются тучи и выглядывает солнышко.
Первая остановка - на обочине с видом на Рокпайл. На холме высотой 230 метров в 1968-м был размещён корректировочный пост американских морпехов, снабжаемый исключительно вертолётами.
Вдоль дороги - деревушки и рисовые поля, пару раз женщины в цветастых национальных одеждах с корзинами попадались. Тут живут местные горцы мон-кхмерской группы - брау и кор, но в отличие от горцев
Сапы с туристической раскруткой им не повезло.
После получаса езды шоссе № 9 идёт серпантином по берегам горной реки Тханьхан.
И пересекает её по построенному в 2001-м новому мосту Дакронг.
Когда-то тут проходила "тропа Хо Ши Мина", о чём и свидетельствует установленный памятный знак.
У самой лаосской границы въехали в городок Хыонгхоа, один из центров выращивания кофе в стране. Но миру городок больше известен под старым названием - Кхешань (местные произносят как Кешань), в окрестностях которого произошла в 1968 году одно из знаменитейших сражений Вьетнамской войны. Вьетнамский гид называла его "вторым
Дьенбьенфу", что не совсем верно.
От центрального перекрёстка городка с монументом в советском стиле пара километров на север в горы.
Старая дорога, переходящая в просёлок (кстати, то же часть "тропы Хо Ши Мина") приводит к забору бывшей американской базы.
За забором в небольшом пирамидальном здании расположен небольшой музей.
Фотографии, сцены с восковыми фигурами.
Ну и образцы оружия и снаряжения противоборствующих сторон.
На территории установлены разные американские вертолёты и бронетехника.
Часть довольно битая.
А в одном месте и хвост сбитого в 68-м "Хуэя" виднеется.
Часть американских укреплений давно ушла в землю.
Часть расчищена.
А в дальнем конце и реконструировано пара домиков
С сетью траншей.
В целом, фортификация у американцев выглядит гораздо фундаментальнее, чем у французов
в Дьенбьенфу.
В дальнем конце, на металлических решётчатых плитах аэродрома стоял "Геркулес".
На осмотр места получаса хватило, по территории бродила парочка граждан, вяло предлагавших значки военно-патриотической тематики.
После Кхешани вернулись назад в Донгха и после обеда покатили на север, по шоссе № 1.
Бывшая демилитаризованная зона на 17-й параллели полна разных монументов.
Бывшую пограничную реку Бенхай пересекает мост Хьенлюонг - до разрушения в 1967-м он был красно-жёлтым, после восстановления в 1975-м стал сине-жёлтым.
Севернее него высится монумент воссоединения с большим флагом.
За ним сворачиваем с шоссе № 1 налево и едем среди рисовых полей к морю.
К подземному городу Виньмок, построенному вьетнамцами в 1965-1967 годах для защиты от американских бомбардировок.
В небольшом музее немного фотографий, карт и инструментов.
Вокруг - заросли бамбука, где скрыты входы в тоннели.
И вентиляционные шахты.
Вниз идём с особым гидом.
Узкие скальные тоннели, слабо освещённые лампами, в которых приходится пригибать голову.
Всего три уровня, более 2 километров подземных ходов. Периодически попадаются ниши разного предназначения.
В некоторых из них с помощью восковых фигур воссозданы сценки из жизни подземного города.
Всего выходов 12.
Некоторые выводят прямо на берег Восточного моря (никакой вьетнамец не назовёт его Южно-Китайским).
На обратном пути в Донгха сделали краткую остановку на национальном кладбище Чуонгсон, где похоронены 10 036 павших северовьетнамских бойцов.
Всего поездка заняла около 9 часов.