В заключение рассмотрим текущее положение с формированием
пехотных частей индийской армии.
Начну с того, что с момента провозглашения независимости официальная статистика по этническому, лингвистическому, религиозном, кастовому и прочим составам индийской армии полностью отсутствует. Более того, на официальном уровне армейское руководство заявляет, что такой статистики просто нет.
Тем не менее, у сторонних наблюдателей нет сомнения, что подобная статистика ведётся - хотя бы для того, чтобы знать как хоронить в случае смерти. Другое дело, что сведения являются одним из главных секретов индийской армии (индийские военные, в принципе, очень любят секретить всё, что могут). И в случае необходимости информация предоставляется. Например, в 2000 году, отвечая на беспокойство маратхов по поводу состава "своего" полка Маратхской лёгкой пехоты, министр обороны Джордж Фернандес заверил их, что 86,13 % состава полка составляют маратхи.
Летом 2005 года, когда парламентская комиссия Сачара, исследовавшая вопрос представительства мусульман в различных госслужбах, запросила информацию у армии, глава кадровой службы генерал-майор К.П.Д.Саманта заявил, что "набор солдат от всех каст, регионов и религий производится на общих основаниях", и что данные о такой принадлежности в армии не ведутся и не будут вестись впредь, чтобы не подрывать сплочённость и боевой дух вооружённых сил.
Комиссия Сачара пыталась обязать командование сухопутных войск дать информацию, но армию поддержали как конгрессистский министр обороны Прахаб Мукерджи, так и оппозиционеры из БДП. Итог дискуссии подвёл начштаба сухопутных войск Джогидер Джасвант Сингх в феврале 2006 года:
"Мы никогда не смотрим на такие вещи, как откуда вы, на каком языке говорите или какую религию исповедуете. Такова наша неизменная политика. Мы аполитичная, светская и профессиональная сила".
В общем, армейское командование повторило всё то, что говорит на протяжение всей истории независимой Индии.
На запросы министерство обороны и командование неизменно отвечают общими словами, что армия открыта для всех, и нет никаких особых кастовых и религиозных резервирований. На вопросы же о "классных полках" отвечают, что по историческим причинам и правда некоторые старые полки сохраняются, но в любом случае сейчас туда могут вербоваться все желающие.
Попытки же обвинить армию в судебном порядке (наиболее громким было дело доктора Ядава в Верховном суде в 2014 году) заканчивались ничем, ибо судьи под административным давлением закрывали дела, чтобы "не разжигать межконфессиональную и межэтничекую рознь".
Какова же современная практика набора в индийскую армию? Официально при наборе в армию используется принцип вербовки 10 % мужского населения призывного возраста (от 17 до 25 лет) каждого штата или союзной территории. Исследователи указывают, что данный принцип применяется только к 30 % подразделений, не имеющих закреплённого "классного" состава.
В отношении остальных 70 % действуют всё тот же "классный" принцип формирования. Наибольший процент новобранцев дают всё те же традиционные рекрутинговые зоны бывших "воинских рас" - маратхские районы вокруг Пуны, догрские районы Джамму, Раджастан, горные регионы Химачал-Прадеша и Уттаракханда, округ Дарджилинга (откуда много горкхов), джатских и сикхских районов Пенджаба, Харьяны и (для джатов) западной части Уттар-Прадеша. Три дистрикта Пенджаба (Тарн Таран, Гирдаспур и Хошиапур), в которых проживает 0,5 % населения Индии, дали в 2008 году армии больше солдат, чем штаты Гуджарат и Западный Бенгал вместе взятые (12,5 % населения Индии).
Конечно, армия становится более сбалансированной, и сейчас официально Бихар даёт больше новобранцев, чем Химачал-Прадеш, а Уттар-Прадеш - больше чем Пенджаб. Однако, это очень индийские цифры.
Дело в том, что немало молодых мужчин из Харьяны, Химачал-Прадеша и других традиционных рекрутинговых зон, где предложение превышает спрос, регистрируются в других штатах, таких как Бихар и Уттар-Прадеш, и уже оттуда вступают в ряды вооружённых сил. В местах проживания "воинских рас" обычны объявления типа "за 10 тысяч рупий сделаем регистрация в соседнем штате". Индийские газеты приводят данные, что до трети новобранцев армии вступают в её ряды по таким фальшивым регистрациям.
Так что "классный" принцип формирования индийской армии, пусть и в немного сглаженном виде, продолжает существовать.