Мятежники Сулавеси

Nov 08, 2016 08:42


2-ю часть статьи о Войне за независимость Индонезии дополняю рассказом о мятеже на Сулавеси и южно-молуккских сепаратистах.

Итак, в последние дни 1949 года Индонезия обрела независимость. В форме федеративного государства Соединённые Штаты Индонезии. Практически сразу республиканские власти взяли курс на уничтожение навязанной голландцами федерации, ликвидацию автономных "штатов" (негара) и созданию унитарной республики.
Самым большим из "штатов" СШИ являлась Восточная Индонезия (Негара Индонезия Тимур), занимавшая восточную половину бывшей Голландской Ост-Индии (кроме западной части Новой Гвинеи).



Сулавеси (по-старому Целебес), Зондские и Молуккские острова были именно теми территориями, на которых голландские колонизаторы добились наибольших успехов в христианизации и окультуривании населения, создании "чёрных голландцев". Оттуда традиционно набирался персонал для колониальной армии, полиции и гражданской службы. В годы японской оккупации данные территории находились в отдельном управлении 2-го флота.

Минувшей войной общество на Сулавеси было глубоко расколото. Какая-то часть активно сражалась за голландцев и поддерживала их, но было и много тех, кто выступил на стороне Республики. Из числа протестантов-минахасцев с севера Сулавеси происходил один из ведущих командиров республиканцев, Алекс Кавиларанг.



Сулавеси стала ареной самых жестоких столкновений в ходе войны за пределами Явы.
Теперь война завершилась, но на острове оставались хорошо-вооружённые и дисциплинированные части КНИА. Для их интеграции в состав армии нового государства в столицу Восточной Индонезии Макассар был направлен полковник Ахмад Мокогинта, из мусульман-горонтало с севера Сулавеси.
Миссия полковника Мокогинты практически сразу занялась "прессованием" восточно-индонезийских властей на предмет отказа от федерации. Для его поддержки в ближайшее время должен был быть переброшен в Макассар 703-й батальон дивизии "Бравиджайя", укомплектованный уроженцами Сулавеси, сражавшимися за Республику на Яве.

Ведущую роль в попытках противостояния индонезийцам играли два амбонца, министр юстиции Восточной Индонезии, 45-летний юрист (окончивший Лейденский университет) Кристиан Сумокил и министр образования, бывший учитель математики в Бандунге Йохан Манусама. Опирались они на 350 бойцов КНИА во главе с 27-летним капитаном Анди Абдул Азизом.



Капитан происходил из семьи местной бугийской знати, учился в школе в Голландии, когда началась Вторая Мировая война, присоединился к Сопротивлению, потом перебрался в Британию, где прошёл подготовку коммандос. Вместе с капитаном Вестерлингом он отправился после войны на Дальний Восток. Окончание Войны за независимость он встретил инструктором школы "красных беретов" в Бандунге.

На рассвете 5 апреля 1950 года бойцы Азиза захватили правительственные объекты и военные казармы в Макассаре, полковник Моконинта и его офицеры взяты под арест. Забрав на голландских складах артиллерию, они разместили её в гавани, чтобы предотвратить высадку 703-го батальона, который как раз в это время грузился на транспорты в Баликпапаме на Калимантане.
Бойцы Азиза контролировали столицу Сулавеси неделю, но дальше дело не продвинулось. К городу стягивались группы партизан, в самом городе начались убийства семей "сепаратистов".



Под давлением верхушки Восточной Индонезии, капитан Азиз 13 апреля, получив гарантии безопасности от индонезийских властей, отправился в Джакарту, где был незамедлительно арестован лично джокьякартским султаном Хаменгкубувоно IX.
Позднее он был осуждён на 14 лет за измену (на момент мятежа капитан Азиз уже 5 дней был офицером индонезийской армии), в 1958 году помилован президентом Сукарно, но с запретом возвращения на Сулавеси. Азиз стал преуспевающим предпринимателем, но вернуться в родные края смог только после смерти в 1984 году.

К концу апреля 1950 года в Макассар прибыли экспедиционные силы под командованием Кавиларанга - на борту 12 военных транспортов, в сопровождении 2-х танков и 2-х бомбардировщиков Б-25 "Митчелл". Всего 12 батальонов армии - 1-я бригада "Гаруда Матарам" дивизии "Дипонегоро" под командованием подполковника Сухарто, 18-я бригада дивизии "Бравиджая" под командованием подполковника Супрапто Соковати и усиленный батальон дивизии "Силиванги" под командованием подполковника Ахмада Косакича.



Бригада Сухарто к 15 мая взяла под контроль казармы КНИА и разоружила бывших солдат Азиза, в столкновениях погибло 28 человек.
На севере Сулавеси 3 мая республиканцы под командованием майора Ветни Сулиуала разоружили подразделения КНИА в Манадо. Из перешедших на сторону Республики бывших бойцов колониальной армии во главе с капитаном Фредом Болангом был сформирован "батальон 3-го мая" (позднее - 304-й батальон дивизии "Силиванги").

Последней проблемой для индонезийцев оставались 4 тысячи бывших солдат КНИА - амбонцев, собранных в Макассаре. В сулавесских делах участвовать они не желали, но требовали, согласно контракту, демобилизации на Молуккских островах.
Допустить, чтобы тысячи опытных солдат оказались на мятежных островах, власти Джакарты не могли. Дело затягивалось, тем временем обострялись отношения амбонцев с местным населением, макассарские торговцы массово начинали отказываться продавать амбонцам еду.

5 августа вспыхнули бои между амбонцами и индонезийскими солдатами, индонезийцы применили авиацию и бомбардировку с моря, в трёхдневных боях более 300 домов сожжены, погибло около 1 тысячи человек, преимущественно гражданских.
8 августа при посредничестве голландского командира генерал-майора Й.Шеффеара было достигнуто соглашение о прекращение огня. Амбонцы сдали оружие и между 14 и 20 августа 4 голландских лайнера взяли на борт 12 тысяч амбонцев - военных и членов их семей.
Они "временно" отправились в Голландию.

На фоне этих событий власть в Восточной Индонезии перешла к сторонникам интеграции во главе с президентом Кокорда Сукавати, из уважаемой семьи балийских кшатриев. 10 мая 1950 года сформировано правительство для проведения переговоров с Джакартой.



17 августа 1950 года Государство Восточная Индонезия официально прекратило существование, войдя в состав унитарной Республики Индонезия. Но к тому времени на Молукках уже разгорелось сепаратистское восстание.

P.S. Пребывание подполковника Сухарто летом 1950 года в Макассаре имело одно важное политическое последствие. Сухарто завязал дружбу с семейством Хабиби, жившими через дорогу от штаба бригады. Сын колониального чиновника Юсуф Хабиби стал, благодаря этому, одной из ключевых фигур "Орде Бару" (Нового Порядка) Сухарто, а в 1998-м сменил его, став 3-м президентом Индонезии.

колониальные войны, Индонезия

Previous post Next post
Up