Для тех мест, куда не добраться
поездом, используем автобусы и минибасы.
Дороги во Вьетнаме весьма приличного качества, и по ним бегает большое количество автобусов и минибасов различных частных компаний.
Автобусы вполне современные и кондиционированные, наряду с обычными мягкими сидячими много и слиппер-басов с лежачими местами, причём они используются и на длинных дневных маршрутах. Ехать 8 часов лёжа конечно удобнее, чем сидя.
Обычно раз в 3-4 часа останавливаются на пит-стопах, связанных с компанией-перевозчиком, но цены там дикие, так что вьетнамцы предпочитают перекусывать тем, что с собой взяли.
В крупных городах как Ханое или Хошимине обычно есть несколько автостанций (бен са по-вьетнамски) по разным направлениям. Тут приходится пройтись по кассам разных компаний и купить билет, с которым и отправляться на автобус - но обычно помощники водителей бегают и громко выкрикивают пункт назначения, так что не потеряетесь.
Из Ханоя использовал автобусно-корабельный сервис компании "Хоанг Лонг" через Хайфон в Катбу (250 тысяч).
В маленьких городах как Дьенбьенфу автостанция обычно одна и там всё просто - у ворот дежурят помощники водителя, которые спрашивают всех входящих куда ехать, и ведут к своему минибасу. Ездил на минибасах Дьенбьенфу-Лайчау (120 тысяч) и Лайчау-Сапа (80 тысяч).
Рынок пассажирских автоперевозок во Вьетнаме регулируется государством, так что никакого бардака как в той же
Индонезии тут нет - транспорт отправляется по расписанию (максимум с четвертьчасовым опозданием), тарифы установлены государством, сажает только на автостанциях.
Отдельно стоит выделить "опен-басы" от разных туристических компаний. Они обычно отправляются/прибывают от офисов данных компаний, расположенных в туристических районах города, где вы и будете жить.
Сам использовал опен-басы от "Синтуриста" на переездах Хойан-Нячанг (249 тысяч), Нячанг-Далат (119 тысяч) и Далат-Хошимин (169 тысяч). На них давали по маленькой бутылочке воды, ну и Вай-Фай внутри автобусах был хорошего качества.
Помощник водителя организует посадку, грузит багаж, обилечивает или проверяет билеты, ну и проверяет, чтобы никого из пассажиров по дороге не забыли. Ещё автобусы активно используются для доставки разных грузов.
Ещё один вариант перемещения между городами, а также поездок по окрестностям - брать мотоцикл с водителем (обычно именуют гидом), по названию одной конторы широко известны как "изи райдеры" - это и говорить в турофисе, если хотите взять.
Использовал для переезда по живописной трассе из Хюэ в Хойан (1 200 тысяч донгов) и для поездки рано утром в Мисон (500 тысяч).
Метро в Ханое и Хошимине ещё только строится, так что основным городским транспортом является автобус.
Маршрутов масса, ходят часто, так что если разобраться, то проблем с добиранием в разные места нет. Обычная поездка на автобусе стоит 5 тысяч, вход через переднюю дверь, выход через среднюю, обилечивает водитель или кондуктор.
В завершении о таксующем транспорте. Представлен такси, мотоциклами и велотележками.
Уже в первый вечер во Вьетнаме вы привыкните к окрикам "Мотобайк?", но особо не пристают - "ноу" достаточно. Можно использовать для коротких поездок, принципы работы универсальны - цену оговариваете до поездки и платите именно столько, не реагируя на попытки пересмотра.