Коломна - Кремль и церкви

May 19, 2015 09:29


Этой весной по дороге в Штаты посетил очередной подмосковный город - на этот раз Коломну.

С Казанского вокзала днём где-то раз в час ходят электрички - до Голутвина либо до Рязани, 247 рублей, ехать 2 часа с небольшим. Автобусы в Коломну ездят с автостанции "Выхино", 250 рублей.
Коломна впервые упоминается в 1177 году, с 1301 года вошла в состав Московского княжества, была самым богатым городом княжества после самой Москвы. Со второй половины XIX века являлась крупным промышленным центром, им и остаётся по сей день.



Доезжаю до небольшого вокзальчика "Голутвин" в восточной части Коломны. На привокзальной площади слева будет и автовокзал, справа - торговый центр "Рио", рыночки, массы забегаловок. А по центру - советский монумент.



Город современный, двухэтажные бараки чередуются с кварталами пяти- и девятиэтажек, как панелок, так и кирпичных. Всё чисто и благоустроено, впечатление депрессивного город не производит.
Общественный транспорт представлен трамваями, автобусами и маршрутками, проезд стоит 28 рублей, обилечивает кондуктор. Наиболее удобен для передвижения по центру города именно трамвай. От вокзалов до старой части города - трамвай № 3, обратно - № 1.
По пути трамвай проезжает Советскую площадь - обширное пространство с внушительными административными зданиями, рядом с Монументальным парком.
Выхожу на предпоследней остановке "Площадь Революции" - среди кварталов старинных 2-3-этажных домов, тут же рядом и рыночек.



По улице III Интернационала спускаюсь к Троицкой церкви на Репне (построена в 1696 году, в середине XIX века перестроена в стиле классицизма).



Трамвайное кольцо располагается у следующего храма - церкви Михаила Архангела на берегу Коломенки. Также построенный в конце XVII века, в середине XIX века храм был перестроен в стиле классицизма. В советское время и до 2007 года в нём располагался городской краеведческий музей.



От храма уже виден участок стены Коломенского кремля.



Мощный каменный кремль был построен в Коломне в 1525-1531 годах, и до наших дней сохранился лишь частично - пара участков стены и 7 башен.



С моста через Коломенку открываются неплохие виды Кремлёвской горки. Правда их заметно портит новый большой дворец спорта - "Центр конькобежного спорта Московской области".
На другом берегу Коломенки, среди деревянной застройки частного сектора, имеется церковь Бориса и Глеба в Запрудах (1716-1726 годы).



Возвращаюсь к участку Кремля с Коломенской (Маринкиной) башней (вторым названием башня обязана своей знаменитой узнице Марине Мнишек) и Грановитой башней.
Перед стеной высится современный памятник Дмитрию Донскому.



За ним и будет проход в стене.



Выводит на территорию Успенского Брусенского женского монастыря с красным Крестовоздвиженским собором (середина XIX века) и белой Успенской церковью (1522 год).



За ним будет улочка пешеходная со старинными домами, где ныне торгуют сувенирами.



Она идёт от площади Двух революций, над которой высится 67-метровая колокольня церкви Иоанна Богослова (1826-1846 годы). Торговые ряды при церкви появились ещё в середине XIX века, ныне справа их занимает супермаркет "Диски", а слева - отделение Сбербанка.



Перед колокольней имеется единственный в городе подземный переход и обелиск на братской могиле жертв революции.
За колокольней с торговыми рядами располагается автостанция "Старая Коломна", с которой ходят пригородные автобусы.
Дальше находится второй сохранившийся участок стены Кремля с Ямской башней, внутренняя её сторона украшена картинами на исторические темы.



Вдоль стены Ново-Голутвина женского монастыря выхожу на Соборную площадь Кремля.



В центре её будет Успенский собор с отдельно стоящей шатровой колокольней, построенные в конце XVII века. Справа - надвратная колокольня Ново-Голутвина монастыря, слева - здание бывшего народного уцилища, рядом с которым недавно установили памятник Кириллу и Мефодию.
За колокольней скрывается перестроенная в середине XIX века в псевдорусском стиле Тихвинская церковь.



Дальше будет и самая старая постройка Кремля - церковь Николы Гостинного (1501 года), в советское время в бытность спортивной школой утратившая колокольню и купола.



С восточной стороны Кремля среди домов местных обывателей и деревьев возвышается ещё несколько сохранившихся башен.



Самая заметная - Пятницкая башня с главными воротами Кремля, рядом с которыми находится Крестовоздвиженская церковь.



В одном из домов рядом с Пятницкими воротами находится и Музей калача с вкусной выпечкой, традиционный калач за 50 рублей.



Вообще, в Коломне заметил тенденцию к таким лавочкам-"музейчикам", где посетителей встречают девушки в традиционных платьях. Ещё видел самовары и мыло.



От ворот спускаюсь к мосту через Москва-реку. По правую руку там ещё пристань имеется.



Дорога от моста в чистом поле ведёт к Бобреневу монастырю.



Восточнее Кремля находится старинный посад Коломны, где среди частного сектора высится несколько церквей в разной степени восстановленности.



Самая дальняя, у самых железнодорожных путей, хорошо видная с поезда - голубенькая церковь Богоявления в Гончарах (1800-1804 годы), единственный из городских храмов, не закрытых в советское время.



Иду назад к Кремлю по улице Посадской.



Сначала там будет Никитская церковь, а напротив неё, за забором тубдиспансера с колючей проволокой - церковь Рождества Христова.
Далее - храм Николы на Посаде (1716-1719 годы), принадлежащий старообрядцам.



А затем в переулке - классицистическая церковь Покрова Богородицы, построенная в 1813-1828 годах как храм-памятник в честь победы в Отечественной войне.



Из посада возвращаюсь на площадь Двух революций. По дороге будет самая известная местная церковь стиля классицизма - Вознесения в Кузнечной слободе (1792-1799 годы), построенная по проекту Матвея Казакова.



На площадь Двух революций выходят здания начала ХХ века и имеется небольшая статуя Ленина.


Россия, Московская область

Previous post Next post
Up