Ответ на вопрос, какой вид спорта является самым популярным в Японии, очевиден для любого фэна аниме. Конечно же это не какое-то сумо, а бейсбол.
"Отцом японского бейсбола" является американец Горацио Вилсон. Ветеран Гражданской был в числе сотен западных учителей, приглашённых в страну после Реставрации Мейдзи.
Преподавая математику в первой старшей школе Токио (ныне часть главного японского университета Тодай) Вилсон пришёл к выводу, что его ученикам явно не хватает физических нагрузок, которые, согласно уже укоренившимся в то время в англосаксонской педагогике арнольдовским идеям, полагалось давать в форме командных игр на свежем воздухе. Так японцы в 1872 году начали играть в бейсбол.
Следующая ключевая дата японского бейсбола - 1896 года, когда команда колледжа Ичико (так стала называться первая старшая школа Токио) вызвала на поединок Йокогамский бейсбольный клуб, состоящий из американских моряков. И уверенно победила. Первая победа японцев над белыми людьми, пока ещё в спорте, вызвала всеяпонское ликование и привела к взрывному росту популярности бейсбола, развивавшемуся при поддержке правительства по всей стране.
К началу Первой Мировой войны бейсбол занял место национального спорта, японская колониальная администрация активно внедряла его в Корее, на Тайване и Манчжурии.
В 1934-м сформированная владельцем "Йомиури Симбун" Мацутаро Сёрики сборная лучших игроков Большого Токио отправилась в турне по Северной Америке. После первого матча выяснилось, что скромное название "Дай Ниппон Токё Якю Курабу", что в переводе означает "Токийский бейсбольный клуб Великой Японии", слишком длинно для принимающей стороны. Посему команду переименовали в "Токио Джайнтс" - так началась история старейшего японского бейсбольного клуба "Йомиури Джайнтс".
По итогам турне, в начале 1936-го была создана Японская бейсбольная лига, первая профессиональная спортивная лига в Азии.
Одной из звёзд первого поколения японских профессиональных бейсболистов был питчер Виктор Старфин, сын русских эмигрантов Старухиных, которому до сих пор принадлежит рекорд японского профессионального бейсбола по количеству побед в одном сезоне (42 в 1942-м).
После войны лига была реорганизована и с 1950 года существует НПБ (Ниппон Профешинал Бейсбол), в просторечии именуемая "пуро-яку", то есть "профессиональный бейсбол".
Ныне НПБ состоит из 12 команд, разделённых на две лиги - Центральную и Тихоокеанскую. Сезон длиться с апреля по октябрь, играют по 144 матча.
После регулярного сезона следует плей-офф под названием Climax Series (японцы называют его "Краймаксу"), который венчает Японская серия (Ниппон Сериес), в которой и определяется победитель НПБ. При этом смены хозяев поля не происходит.
Правила в основном аналогичны МЛБ. Немного меньше игровое поле, мячик и зона страйка. А также жёстко ограничена длительность игры - 12 иннингами в регулярке, и 15 - в плей-офф. Так что в НПБ, в отличие от МЛБ, возможны и ничьи.
Команды обычно создавались крупными японскими корпорациями и до сих пор их в прессе принято называть по имени владельца. То есть в газетах и на телевидении сообщат не "Фукуока Хоукс" выиграл у "Хоккайдо Файтерс" - а "Софт Банк" выиграл у "Ниппон Хэм".
В названиях трети команд до сих пор нет указания на географическую принадлежность клуба - что разумно, команда сегодня базируется в Нагое, владелец захочет - завтра переедет в Осаку, и что название из-за этого менять?
Единственное исключение из правила "называться как владелец" - клуб "Хиросима Тойо Карп", ранее принадлежавший "Мазде". Семейство Мацуда в итоге "Мазду" продало, а вот бейсбольный клуб оставило себе.
Следствие такого положения, когда команда находится полностью на бюджете щедрого владельца - совершенно архаичная маркетинговая модель. Команды НПБ денег зарабатывать даже не пытаются и являются абсолютно убыточными. Что совсем не мешает лиге.
Самыми популярными, японскими "Янкис" и "Ред Сокс" с их извечным противостоянием, являются два старейших профессиональных клуба - "Йомиури Джайнтс" и "Ханшин Тайгерс". Первая - столичная команда, с самым большим бюджетом и лучшими игроками. Вторая - истинно народная команда из Кансая. Их принципиальное противостояние в этом году выиграли "Тигры" в семиматчевой серии в плей-офф (пусть они в итоге и проиграли Японскую серию команде "Софт Банк Хоукс" из Фукуоки).
Власти Японии внимательно следят за положением НПБ. Вплоть до последнего десятилетия команды концентрировались в регионах Большого Токио и Кансай. 10 лет назад по инициативе правительства произошла "разгрузка" - три владельца перевезли команды в Саппоро, Сендай и Фукуоку.
А в мае 2014 премьер-министр Синдзо Абе озвучил идею расширения НПБ на 4 команды - новые команды должны создаваться в регионах, где прежде никаких команд НПБ не было, вроде Окинавы, дабы дать серьёзный импульс экономическому развитию регионов.
В командах НПБ господствует та же модель "пожизненного найма", что и в других сферах деловой жизни Японии. Переходы японских игроков между клубами НПБ - вещь крайне редкая, за весь прошлый сезон имели место быть (не считая легионеров) только 3 трансфера!
Количество легионеров в командах НПБ ограничено 4-мя игроками, причем среди них может быть только 1 питчер. Обычно это американцы, доминиканцы и венесуэльцы, а так же тайваньцы и корейцы.
Ещё в НПБ с этого сезона играет несколько кубинцев - причём не "бегунки", как в МЛБ, а на официальной основе. В 2013-м в рамках экономической либерализации ведущим кубинским игрокам разрешили играть за границей (кроме США) без ущерба для выступления за национальную сборную. Так что в перспективе именно кубинцы станут главной группой легионеров НПБ.
Японские бейсболисты играют и в МЛБ. Самым первым был питчер Масанори Мураками в "Сан-Франциско Джайнтс" в 1964-м, всего же в разное время в МЛБ играли 53 японца. На сегодняшний момент в ростерах команд МЛБ значится 12 японцев - 9 питчеров, 2 аутфилдера и 1 шортстоп.
По количеству легионеров в МЛБ японцы занимают 7-е место - после Венесуэлы, Доминиканской Республики, Кубы, Пуэрто-Рико, Канады и Мексики.
Просмотр матчей выявил ряд интересных особенностей бейсбола по-японски.
Играют преимущественно на крытых аренах - Доумах.
Хоумраны отбиваются гораздо реже - хотя поле и меньше, но на дальнем конце в Доумах обычно расположен высоченный аналог Грин Монстра с бостонского "Фэнвей Парка", через который мало что перелетает. Зато мячик от этой штуки порой так скачет, что нередко случаются инсайд-парк хоумраны.
Зато крадут базы чаще. При том, что уайлд-питчи случаются не чаще, чем в МЛБ, похоже у японцев на автомате заложено в таких ситуациях обязательно бежать на следующую базу.
Стандартная комбинация - если в первом иннинге отбивающий занял первую базу, то выходящий вслед за ним на биту игрок обязательно будет ставить бант.
Ну и отличия за пределами игрового процесса. Жвачку местные бейсболисты жуют крайне редко, а в догаутах команд царит непривычная для МЛБ чистота, повсюду даже таблички на английском и испанском висят "Не сорить".
Болельщики - это отдельная песня. Они производят гораздо больше шума, чем в Сиэтле (где обитают самые шумные североамериканские фэны). Причём шума строго организованного, практически непрерывное скандирование речёвок, с массой изготовленных на высоком уровне плакатов.
Кавайная эстетика характера в Японии и для бейсбола, даже за хоумран черлидерши дарят игрокам большие мягкие игрушки-талисманы команд.
Такой вот профессиональный бейсбол в Японии - очень даже японский.