Вплоть до последних десятилетий историю Юго-Восточной Азии доколониальной эпохи было принято рассматривать через призму великих соседей - как расширение цивилизаций индийской ("индизированные государства") или китайской ("Малые Китаи").
Подход довольно странный. Никому же не приходило в голову называть Японию "Малым Китаем" несмотря на всё китайское влияние? Но почему-то к вьетам, на которых сломался "китайский цивилизационный каток", заровнявший большую часть Восточной Азии и сейчас интенсивно пытающийся заровнять Тибет с Уйгурией, ярлык "Малого Китая" прилип намертво.
В связи с резким ростом объёма археологической и эпиграфической базы, которая перестала укладываться в старые схемы, пришлось снимать "китайско-индийские очки". И увидеть целую россыпь самобытных цивилизаций, сознательно заимствовавших те или иные элементы китайского политического устройства или религий Индостана.
Важное место среди них занимает Маджапахит - наиболее крупное и своеобразное (даже на фоне Пагана и Камбуджадеши) государство Юго-Восточной Азии доколониальной эпохи, заложившее фундамент современной Индонезии.
Государства, создававшиеся в данном регионе, имели основой либо поливное рисоводство вроде Дайвьета или Камбуджадеши. Либо были "оптимизированы" под морскую торговлю - талассократии вроде суматранско-малайской Шривиджаи, монских городов-государств (нагары) или более позднего Малаккского султаната.
Объединения случались, только вот синтеза не произошло. Так, вся история Пагана, объединившего разноплемённых земледельцев и монскую талассократию под властью пришельцев мьянма, прошла в борьбе этих двух начал, предопределивших падение империи.
В Маджапахите такой синтез произошёл.
Религиозная борьба между буддизмом и индуизмом не прекращается всю историю Камбуджадеша, где линги регулярно сменяют статуи Авалокитешвары и наоборот, религиозные войны бушуют у монов и бирманцев на рубеже 1-го и 2-го тысячелетия. И в итоге буддизм в разных формах победил.
В Маджапахите произошёл гармоничный сплав индуизма и буддизма, вполне жизнеспособный образец которого до сих пор существует на Бали.
Культ обожествлённого монарха в Маджапахите не превратился в удушающую всех и вся деспотию вроде власти деварадж (царей-богов) Камбуджадеши, рассматривавших любого своего подданного как "пыль на священных ногах правителя".
Укрепление государства через усиление общины в ущерб знати было достаточно типично для региона (наиболее яркие примеры даёт Дайвьет) - а Маджапахит укреплялся через разрушение общины и поощрения самостоятельности отдельных её членов.
А начиналось всё
довольно традиционно… P.S. Обязательный дисклэймер - в связи с крайней фрагментарностью источниковой базы дальнейшее изложение представляет собой возможную реконструкцию. Она базируется на разнородных источниках: письменных - как яванских, так и иностранных, данных эпиграфики, археологии, фольклора, с учётом параллелей в развитии схожих европейских и азиатских социумов.