Сделал краткий текст о том, что можно условно назвать "латинской моделью просвещённого колониализма", характерной для Франции, Португалии и Испании.
Концепция "латинской модели" проистекает из идей Просвещения, один из представителей которого, маркиз Кондорсе прямо писал, что "Народы Америки, Африки, Азии и других отдаленных стран ожидают того, чтобы стать цивилизованными… и обрести среди европейцев друзей и учителей ".
Оформление самой концепции связано с именем декана юридического факультета университета Пуатье Артуром Жиро. В 1885 году он издал книгу "Принципы колонизации и колониального законодательства".
Жиро показывал, что вся история Франции начиная с X века и была постепенным колониализмом, триумфом французской культуры и цивилизации, постепенно включавшим в себя всё новые территории. Если окситанцы или бретонцы стали французами, то почему французами неспособны стать туземные жители Алжира, Гвинеи или Кохинхины? Тем более что французам, в отличие от британцев или немцев, не свойственен расизм по отношению к людям с другим цветом кожи.
Свою концепцию "просвещённого колониализма" Жиро называл ассимиляцией и противопоставлял британской сегрегации. Пришла пора принять на практике меры к исполнению заветом Революции и Конституции 3-го года, объявлявшей колонии "неотъемлемой частью Республики".
Ассимиляция должна обеспечить "наиболее тесный союз между колониями и метрополией", целью должно стать "постепенное создание полноценных французских департаментов" из колоний, колонии должны стать Францией.
это немецкая карикатура 1904 года на французскую колониальную политику. Немцы ничего не поняли :)
Книга Жиро подвела итог фактически вековым метаниям между двумя крайностями, когда сменявшие друг друга императоры, короли и президенты то объявляли гражданами Франции всех жителей колоний без разбора, то отказывали в этом им всем то же без разбора.
В итоге к моменту падения Второй Империи среди политиков сформировалось понимание того, что негры или арабы, конечно могут стать французами, но для этого им всё-таки стоит слезть с дерева/перестать побивать камнями за супружескую измену, научиться говорить по-французски и проникнуться французской культурой.
Первым его выражением стал указ № 137 правительства национальной обороны от 24 октября 1870 года, подготовленный министром юстиции Адольфом Кремье, регулирующий вопрос натурализации жителей Алжира. Согласно ему, алжирский мусульманин мог стать полноправным французским гражданином только при условии, если по достижении 21 года (при отсутствии криминального прошлого) он письменно обратиться к главе арабского бюро своего района с заявлением, что находится под юрисдикцией не местного традиционного права, а гражданского права Франции.
Данное положение было включено в принятый 28 июня 1881 года "Код де л`ендижена", расписывающий систему колониального управления в Алжире, Индии и Индокитае.
Согласно Кодексу всё местное население колоний делилось на две большие категории: эволюэ и орижинарс. Первые являлись полноправными гражданами Франции, вторые - неассимилированными жителями колоний. Для перехода из одной категории в другую необходимо было уметь читать и писать по-французски, и перейти под юрисдикцию французского гражданского права.
В 1887 кодекс был распространён на Сенегал и тихоокеанские колонии, в 1899-м - на Мадагаскар, в 1904-м - на Французскую Западную Африку, в 1910-м - на Французскую Экваториальную Африку, в 1912-м - на Французское Сомали.
Новый вариант "Код де л`ендижена" был принят 15 ноября 1924 года и сохранил без изменений систему получения гражданства.
Кодекс не распространялся на протектораты (Тунис, Марокко), а также подмандатные территории, полученные Францией после Первой Мировой войны (Камерун, Того, Сирию, Ливан), ибо резолюция Совета Лиги Наций 22 апреля 1923 года прямо запрещала предоставление гражданства жителям подмандатных территорий.
Под действия кодекса не подпадали Гвиана, Реюньон и карибские территории, которые с 1833-го считались частью французской территории и все жители которых соответственно имели полное гражданство.
По мере ассимиляции также предусматривалось выведение территорий из-под действия кодекса. 19 октября 1915 года кодекс отменён в отношении 4-х коммун Сенегала, 26 сентября 1916 года -
Французской Индии. Все их жители получили полноправное гражданство.
В португальских колониях схожая система впервые была представлена в "Статуте Анголы и Мозамбика" 1926 года и впоследствии повторялась Колониальными статутами вплоть до 1954 года. Местное население колоний делилось на ассимиладуш и индегенаш.
Первые обладали всеми правами и обязанностями граждан Португалии. Для вхождения в категорию ассимиладуш туземцы должны были продемонстрировать умение читать и писать по-португальски, носить европейское платье, исповедовать христианство.
В испанских колониях в Африке подобная система внедряется при Франко и была окончательно закреплена указом от 30 сентября 1944 года. Ассимилированные жители Испанских Гвинеи, Сахары и Марокко назывались эмансепадос. Местный должен быть для эмансипации не моложе 21 года, иметь испанское среднее образования, жить в городе и не менее 2 лет вести испанский образ жизни.
При этом они делились на "эмансепадос пленос" (полностью эмансипированные) и "эмансепадос парсиалес" (частично эмансипированные). Первые полностью приравнивались к белым испанцам. В отношении вторых (решение принимал Совета по делам туземцев (Патронато де Индигенос), если считал, что кандидат, формально соответствуя требованиям для изменения статуса, тем не менее чем-то не отвечает этому) сохранялись ограничения экономического плана - они могли взять в кредит не более 10 тысяч песо, не могли покупать спиртное.
Неэмансипированные негры жили обычной жизнью, подчиняясь колониальным законам и традиционному праву, если оно не противоречило колониальным законам, общественному порядку и католической морали.
Разумеется, говорить о широкомасштабном получении жителями колоний гражданства нельзя. Тем не менее, механизм существовал и исправно действовал. Где-то, как в случае Французского Сенегала, Португальского
Макао или Испанской Гвинеи ассимилированный статус и соответственно гражданство имели до четверти местного населения.
Первый чёрнокожий депутат появился во французском парламенте в 1914-м, первый губернатор и первый чемпион Франции по футболу - в 1936-м, первый генерал-губернатор - в 1941-м, первый министр - в 1946-м.
"Территория Чад благодаря энергичным действиям её руководителей - губернатора Эбуэ и командующего войсками полковника Маршана - показала, что она остаётся землёй доблестных французов" - из приказа де Голля от 27 августа 1940 года.
Генерал де Голль (это который справа) встречается с генерал-губернатором Французской Экваториальной Африки Феликсом Эбуэ в 1941-м. А до немцев всё ещё не дошло - ничего скоро поймут :)
Система постепенно отмирает в процессе деколонизации.
Хотя "Код де л`ендижена" формально действовал до 1962 года, его положения в части разделения жителей колоний на две группы были отменены рядом актов в середине 40-х. Ордонанс 7 мая 1944 года отменил требование отказа от юрисдикции традиционного права для получения гражданства, ордонанс 24 марта 1945 года отменил действие кодекса в отношении тихоокеанских колоний.
Наконец 25 апреля 1946 года Учредительное собрание принимает закон, названный по имени сенегальского депутата Ламина Гуйе. Он провозглашал, что "все жители заморских территорий имеют статус граждан". Данное положение было повторено в статье 80 Конституции 1946 года, разъяснявшей, что условия осуществления данными гражданами своих гражданских прав регулируются специальными законами.
В Португалии Колониальный статут был отменён в отношении жителей
Индии, Макао, Тимора и островов Зелёного Мыса в 1950-м, окончательно 6 сентября 1961 года, все жители колоний получили гражданство. В испанских колониях разделение населения на группы было ликвидировано в декабре 1963 года.