О реформировании армии по-британски

Jul 23, 2013 08:53


Решил дополнить рассказы о кампаниях против ликвидации "исторических" полков статьёй небезызвестного британского журналиста и историка Второй Мировой Макса Гастингса, ведущего свою еженедельную колонку в "Дэйли Мэйл", по поводу реформы "Армия-2020".

Как и многие из моего поколения, ребёнком я был впечатлён Королевским Турниром, ежегодным шоу Вооружённых сил в Эрл-Корте. Турнир был заброшен на десятилетие, прежде чем возродился в прошлом году, но где теперь найти более тысячи военнослужащих, что впечатляли бы так же?
Слишком многое утеряно со времён моего детства. Распродажа казарм и плацов в центрах городов вычеркнула солдат из повседневной жизни миллионов горожан - для них они теперь такая же картинка на телеэкране, как марсиане.

Министерство обороны сейчас собирается продать казармы Найтсбридж, должно быть, очередному шейху-миллиардеру. Дворцовая кавалерия теперь будет грузовиками доставляться в центр Лондона для участия в церемониях, подобно Его Величества отряду Королевской конной артиллерии, вышвырнутому из своего дома в Сент-Джон Вуде.



Послание, что направляет нам возглавляемое консерваторами правительство очевидно: всё, за что можно выручить пару кусков - продать. Партия, всегда провозглашавшая поддержание национальной обороны среди своих приоритетов, теперь пощёлкала кнопками на калькуляторе и заявила британской армии: "Извините, парни, но вы слишком дорого стоите. Нам нужны деньги, чтобы финансировать бюджет зарубежной помощи".
Так что вчера министр обороны Филипп Хэммонд объявил о ликвидации 17 подразделений и сокращении армии на 20 тысяч к 2020 году. "Нам нужно трансформировать армию" - сказал он - "и превратить её в сбалансированную, боеспособную и адаптирующуюся силу, готовую столкнуться с будущим".

По правде, Хэммонд больше всего напоминает хирурга, отрезающего здоровому человеку ногу, дабы тот мог участвовать в Паралимпиаде. Сокращение означает, что 82-тысячная армия будет способна развернуть только одну боевую группу в 7-8 тысяч человек для длительных операций за рубежом. Великобритания имела в 4 раза больше солдат в Ольстере в разгар Проблем и в три раза больше во время первой Войны в заливе. Будущая британская армия будет немного меньше, чем греческая.



Правительственная точка зрения - мы в отчаянном финансовом положение из-за катастрофического перерасхода средств лейбористами на войну. Кроме того, репутация армии пострадала из-за воспринимаемых как неудачи Ирака и Афганистана, даже если политики виноваты в том, что наши солдаты там оказались.

Сирены, включающие моряков и лётчиков, напевали министрам: "Солдаты всегда говорят о стремление попирать армейским ботинком землю, но они уже вдоволь наследили в Гильменде и Басре - и толку?"
Правительство убеждено, что как только мы покинем Афганистан, мы больше никогда не совершим подобную глупость, так что нам больше не нужно столько солдат. Я уже не раз говорил, что министрам следует всерьёз заняться историей: множество правительств множества стран не раз говорили, что им больше не нужна армия, и столько же раз это оказывалось неправдой. Исторические события происходят своим путём, нравится нам это или нет.
Безответственность этого сокращения - оно лишает будущие правительства свободы выбора действий в случае будущей национальной чрезвычайной ситуации или международного кризиса. Оно равнозначно декларации, что мы уходим в отставку из роли воюющей страны. Может быть, это имеет смысл в 21-м столетии, хотя по-моему нет. Но нельзя позволить правительственным шутникам оставить нас в будущем без серьёзной армии.

Командиры приложили массу сил, чтобы минимализировать урон от этого сокращения - это их работа. Генерал Ник Картер, что готовил план, получивший название "Армия-2020" - один из наиболее способных офицеров. Но перед ним стояла невыполнимая задача, чтобы совместить политические амбиции с поддержанием боеспособности.
Даунинг Стрит настоял, чтобы шотландские полки остались практически нетронутыми, хотя у них сейчас провальное положение с вербовкой. Молодые шотландцы хотят воевать только с англичанами, поэтому шотландские части сохраняют свою боеспособность только за счёт вербовки фиджийцев.
Логика подсказывает, что гуркхов надо сокращать: поскольку эти два батальона, благодаря неуёмной лоббистской деятельности Джоанн Ламли [известная британская актриса и фотомодель, бывшая лицом кампании "Справедливость для гуркхов"], теперь непомерно дороги. Но одна мысль о том, какие толпы выведет на улицы миссис Ламли, заставила не трогать этих всенародно-любимых непальских солдат.

Так что другие регулярные полки понесли ещё больший урон. Нам говорят, что в будущем его компенсируют резервисты и контракторы, но я поверю в это только когда увижу собственными глазами.
Подразделения ТА [Территориальная армия, которая по плану реформ будет переименована в Резервную армию и увеличена на треть] то же сильны только на бумаге. Жизнь заметно изменилось с тех пор, как я был молодым "терьером" [сленговое прозвище солдат ТА]. Все так напряжённо работают на своих рабочих местах, так что очень сложно представить способность подразделений ТА к эффективному развёртыванию за границей.
Никакая сильная воля не сможет сделать ТА тем, чем их представляют авторы плана "Армия-2020", поскольку работодатели не согласятся и правительство не сможет создать армейский резерв, заслуживающий доверие. Если ТА не сможет адекватно усилить регулярные части... - и это огромное "если" превращает весь план "реорганизации" в политическую шараду.

Тем временем, армия сталкивается с громадными проблемами, чтобы убеждать готовых служить людей, что может предложить им стоящее будущее после ухода из Афганистана. Предвкушение боя, что привлекало поколения рисковых молодых мужчин, пропадает. Британские солдаты возвращаются в скучную гарнизонную жизнь шестидесятых, без всяких экзотических заграничных поездок в Гонконг и прочие интересные места.

И пока у нас проблемы с набором пополнения, на другом краю упразднение многих льгот кадровых офицеров имеет громадный отрицательный эффект. Британская армия всегда имела великолепных офицеров, поскольку они могли вести достойный образ жизни и обеспечивать своих детей хорошим частным образованием. Теперь этого больше нет.
Мрачные перспективы вызывают отток стоящих людей - последние три командира САС покинули службу сразу по завершению боевых командировок. Так что в целом можно констатировать, что и это правительство не взялось всерьёз за проблемы в оборонной сфере, доведённой, по мнению общества, лейбористами до жалкого состояния.

Два бесполезных авианосца Флота строятся за колоссальные деньги в Розуите, хотя мы не можем позволить себе для них ни подходящих самолётов, ни кораблей эскорта.
Решение Дэвида Кэмерона затратить огромные средства на замену "Трайдентов" означает, что через пять лет у нас будет армия, которой хватит только на развод караулов, два гигантских авианосца с почти пустыми полётными палубами, немного современных самолётов, и возможность уничтожить ядерным оружием Москву, если вдруг взбредёт в голову.

То, что мы уже потеряли - гибкие и эффективные Вооружённые силы, которыми эта страна была вправе гордиться. Я сочувствую министру обороны Филиппу Хэммонду, неплохому человеку, вынужденному орудовать топором, и нашим генералам, вынужденным улыбаться в ходе хирургической операции без обезболивания.

Никакое ведомство не пострадало от безумной расточительности Гордона Брауна так сильно, как министерство обороны. Я люблю британскую армию и опечален бездумными действиями последних правительств. Это не просто ностальгия, а беспокойство за жизненные интересы страны: нам предстоит ещё не раз пожалеть о том, что уже сделано с солдатами Британии.
Ещё не раз настанут времена, когда нам они будут позарез нужны - и до обидного мало их остаётся, чтобы ответить на призыв горна.

современность, Британская Империя

Previous post Next post
Up