Успех "конкисты эспиритуаль" среди гуарани не мог не привести к попыткам иезуитов распространить парагвайский опыт среди других коренных обитателей Южной Америки.
Прежде всего, этим занималась иезуиты парагвайской провинции. Прекращение расширение и стабилизация редукций гуарани в начале XVIII века как раз и вызвана тем, что парагвайские иезуиты, с подачи светских властей, направили свои усилия на других индейцев.
В 1690-м губернатор Санта-Круза Агустино Гутьерес де Арсе обратился к парагвайскому провинциалу с просьбой направить миссионеров в земли индейцев чиквита, живших между реками Парагвай и Гуарай (ныне восточная часть департамента Санта-Круз в Боливии).
В сентябре 1691 года из Асуньсьона в Санта-Круз были направлены иезуиты Хосе де Арсе и Антонио де Ривас, в сопровождении нескольких десятков гуарани из парагвайских редукций.
В декабре они уже основали первую редукцию в землях чиквитов - Сан-Франциско-Ксавьер. Миссия у чиквитов развивалась успешно. В первое десятилетие было основано 5 редукций, в дальнейшем, по мере роста населения, их число выросло до 11-ти. К моменту изгнания население этих редукций достигло 24 тысяч, в редукциях работали 25 иезуитов.
Расцвет редукций чиквитов связан со швейцарцем Мартином Шмидом, музыкантом и архитектором, прибывшим в Чиквитос в 1730-м и работавшем в тех краях вплоть до изгнания иезуитов в 1767-м. Под его руководством в редукциях чиквитов строились церкви, было организовано музыкальное обучение, внедрены ряд ремёсел.
Письма Мартина Шмида брату рисуют живые картины повседневной работы иезуитов в редукциях и менталитет самих святых отцов:
"Миссия... миссионеров... не только быть приходскими священники, которые проповедуют, исповедуют и наставляют на путь истинный души, но и взять на себя ответственность за здоровье и жизнь своих прихожан, и суметь удовлетворить все потребности деревни, потому что душа не может быть спасена, если тело умрёт. Таким образом, миссионеры одновременно должны быть и администраторами, судьями, врачами, каменщиками, плотниками, кузнецами, сапожниками, портными, мельниками, пекарями, пастухами, садовниками, художниками, скульпторами, торговцами и всеми другими, что необходимы в нашей республике".
Редукции Чиквитоса были организованы полностью по парагвайскому типу, за исключением того, что у чиквитов не было вооружённого ополчения. Как и надобности в нём, в силу труднодоступности и бедности региона. В силу этих же причин редукции чиквитов находились даже в большей изоляции от испанского населения, чем редукции гуарани. Благодаря чему смогли избежать регулярных эпидемий.
С начала XVIII века, в целях установления связей между двумя частями своего "государства" парагвайские иезуиты вернулись к попыткам миссионерской деятельности среди гуайкуров и других индейцев Гран Чако. Но, как и веком ранее, успеха в деле обращение в христианство и приобщения к цивилизации местных дикарей достичь не удалось.
В этих землях удалось основать три редукции - Сан-Хоакин и Сан-Эстанислао в 1747-м, и Белен в 1760-м, общее население которых не превышало 4 тысяч.
Идеи Монтои вдохновили португальского иезуита Антониу Виейру (большого мечтателя - именно с ним связано такое уникальное явление в католическом мире как себастианизм), который попытался повторить опыт парагвайских редукций в Бразилии.
В начале 1653-го он начал миссионерскую деятельность среди индейцев в бассейне реки Токантинс на северо-востоке Бразилии (территория современных штатов Мараньян и Пара). Довольно скоро он понял, что для успеха начинания необходима поддержка верховной власти.
В июле 1654-го Виейра отправляется в Лиссабон, где смог склонить на свою сторону короля Жуана IV, в апреле 1655 получил от короля ряд указов, которые определяли статус иезуитских миссий, выводили их из-под юрисдикции колониальных властей и запрещали обращение индейцев в рабство, а также назначали Виейру начальником миссий.
Вернувшись в Бразилию, он энергично принялся за дело. И в течение следующих шести лет основал в бассейне Токантинс десятки редукций (португальские звались алдейаш) по парагвайскому образцу. Чрезмерная активность Виейры привела к конфликту с колониальной администрацией и португальскими поселенцами.
И в 1661-м, после одного столкновения индейцев алдейаш с поселенцами, колониальные власти арестовали Виейру и 31 иезуита, обвинили их в узурпации власти и заговоре против короны, и отправили на суд в Лиссабон.
В итоге после нескольких судов Виейра смог оправдаться. В 1669-м он вернулся в Бразилию, сумев сохранить за алдейаш Мараньяна и Пары особый статус и защиту короны. Был создан особый орган колониальной администрации (жунта даш миссоеш), надзиравший за ними.
Отношение с колонистами удалось урегулировать в 1680-м, когда алдейаш обязали поставлять треть индейцев на работу на плантациях в течение полугода, за плату в размере двух кусков материи на человека в месяц.
Алдейаш Мараньяна и Пары были сравнимы размерами и объемами торговли с парагвайскими редукциями, население в лучшие годы достигало 200 тысяч.
В 1757-м первый министр Португалии маркиз де Помбал издал директивы, лишавшие алдейаш Мараньяна и Пары особого статуса и открывавшие их территорию для белых поселенцев. В 1759-м последовало изгнание иезуитов из португальских земель, поставившее точку в истории бразильских алдейаш.
Тучи сгущались над иезуитами и в
испанских землях Южной Америки.