Когда историки будут описывать тот переворот в турецком массовом сознании, что произошёл в первое десятилетие XXI века, чему все мы были свидетелями, вряд ли обойдутся они без упоминания о сериалах и фильмах из серии "Долина Волков".
Трудно сказать, имеем ли мы дело с активным конструированием реальности методами кинематографа.
Или с продюсерами и сценаристами, тонко прочуствовашими сформировавшийся в общественном сознании Турции "социальный заказ" и успешно воплотившими его в реальность, с заметной материальной выгодой для себя.
Оригинальный сериал (97 серий, 4 сезона) транслировался в 2003-2005-м.
Сериал начинается с того, что сотрудника турецких спецслужб Али Джанджана, высококлассного специалиста и истинного патриота своей родины, работающего под прикрытием в Боснии и Косово, отзывают в Стамбул и дают новое задание.
Инсценируется смерть Джанджана, серия пластических операцией изменяет его лицо и голос, он начинает новую жизнь под именем Полат Алемдар. Он проникает в ряды турецкой мафии и начинает постепенное восхождение в её иерархии. Постепенно он раскрывает настоящую тайную империю, пронизывающие все сферы турецкой жизни, и имеющую обширные международные связи. В том числе и с русской мафией.
Закрученный боевик-детектив сочетался с мелодрамой - Полат пытается добиться любви бывшей невесты Джанджана.
Хеппи-энда не было, сериал завершался новыми "похоронами" Полата, но вопрос, убит ли он на этот раз, остался открытым.
Сериал был основан на реальных событиях, прежде всего, громком убийстве в 1993-м известного турецкого журналиста Угура Мумджу, собиравшего материалы о мафии. После этого убийства в турецком обществе стали чрезвычайно популярны теории заговора, согласно которым Мумджу раскрыл тайную сеть, связывающую мафию с высшими правительственными чиновниками.
И в сериале действует журналист Севко, даже внешне похожий на Мумджу.
Масса других скандалов из турецкой общественно-политической жизни 90-х, в которых оказались замешаны как политики, так и мафиози, экранизируется в сериале просто один в один.
Сериал имел бешенную популярность в Турции, в том числе среди тех слоёв населения, которым раньше никогда в голову и не приходило смотреть турецкие сериалы.
А Полат (в исполнении Мухаммеда Неджати Шамшаза) для многих молодых турок превратился в образец героя-патриота, не останавливающегося ни перед чем, ради Турции. В Турции даже зафиксированы случаи, когда молодые люди меняли своё имя на Полат.
После окончания показа оригинального сериала, в феврале 2006-го на экраны Турции вышел полнометражный фильм "Долина Волков: Ирак".
С бюджетом в 14 миллионов долларов он стал самым дорогим в истории турецкого кинематографа. И одним из самых кассовых.
Для завязки сюжета фильма была использована реальная история, так называемый "мешочный инцидент".
В последние недели активной войны с Саддамом турки тайно забрасывали в Северный Ирак группы спецназовцев для поиска баз Курдской Рабочей партии (КРП).
4 июля 2003 года в Сулеймании американские десантники из 173-й бригады, искавшие скрывавшегося саддамовского губернатора провинции Киркук, ошиблись домом. В результате были захвачены несколько десятков человек, связанных с Иракским туркоманским фронтом.
Среди них были и одетые в штатское турецкие спецназовцы - полковник, майор и 11 солдат. Турецкие власти действовали быстро и решительно вплоть до запрета на полёты американских самолётов над Турцией, так что военнослужащих освободили через 60 часов.
Их рассказы прессе о том, как с ними обращались американские "рэмбы" (пока не убедились, что перед ними турецкие военные), вызвали в турецком обществе настоящую бурю, последствия которой не прошли до сих пор. Один из офицеров, не в силах перенести унижения, по возвращению в Турцию покончил жизнь самоубийством.
Со временем популярна в Турции стала "теория заговора", что вся эта история была не просто обычным военным головотяпством, а предупреждением со стороны США не слишком зарываться.
Этой версии придерживается и фильм, начинающийся с изложения "мешочного инцидента". Покончивший самоубийством офицер, которого в фильме зовут Сулейман Аслан, написал перед смертью письмо брату. Полат решает отправиться в Ирак и отомстить американскому командиру, чьи действия привели к самоубийству Аслана.
Фильм экранизирует реальные эпизоды в истории американской оккупации Ирака - вроде пыток в тюрьме Абу-Грейб или расстрела свадьбы в Мукарадибе.
Разумеется, с "художественным украшательством" - вроде армейского доктора-еврея (в исполнении Гари Бьюзи), поставившего на поток торговлю органами "террористов". Причём если расстрел свадьбы вполне встроен в сюжет, то вот весь Абу-Грейб и доктор-еврей, отправляющий органы в Тель-Авив, служат только фоном в этом идеологическом боевике.
Так что боевик, вполне нормальный, с обычными для голливудского боевика нелогичностью "дырявого" сюжета и картонными декорациями, но хорошо поставленными боевыми сценами. "Он не настолько плох, как многие из голливудских" - с этой шутливой оценкой от тогдашнего министра иностранных дел (сейчас - президента) Турции Абдуллы Гюля трудно не согласится.
Отличается от голливудского обилием идеологических диалогов.
Сам Полат поражает "деревянностью" - просто плакатный герой. Пара его помощников выглядит гораздо живее и человечнее.
Как и главный враг - Сэм Маршалл, американский начальник Эрбиля, сдвинутый на мессианстве крестоносец, контролирующий город старым добрым методом "разделяй и властвуй", натравливая друг на друга курдов, арабов и туркоманов, устраивающий шоу "приветствуем наших освободителей!" и "раздача гуманитарной помощи" на потеху заезжим журналистам.
"Они отдали горы курдам, пустыню - арабам, а нефть оставили себе". Собственно курды и показаны как главные подпевалы американцев.
Но даже курдский командир, выполняющий все задания злодея Маршалла, не может поднять руку на самого интересного персонажа фильма - шейха Абдарррахмана, почитаемого религиозного авторитета. Собственно, в его многословных монологах и излагается исламский взгляд на мир, общество и терроризм. "Мы виноваты в том, что создали Саддама".
И самая запоминающаяся сцена - коллективная суфийская молитва во главе с шейхом, с песнями и танцами. "Не дай нам выбора, кроме борьбы".
Американцы, показанные в фильме, чётко делятся на две категории. Законченные отморозки, развлекающиеся убийствами и издевательствами над людьми. И обычные парни, убивающие людей из страха. Верховодят первые и иногда даже убивают вторых, в которых заговорила совесть.
А в общем, нельзя сказать, что тут американцы - плохие. Они просто чужие, зачем-то полезшие в чужой монастырь со своим уставом, от чего у многих сносит крышу.
"Наши" в итоге победят. И не белый рояль Саддама (за эту идею - респект сценаристам), так кинжал Саладдина отправит Маршалла в ад.
Разумеется, фильм вызвал бурную реакцию на Западе, его обвиняли в антиамериканизме и антисемитизме. Под давлением политиков фильм был снят с проката в Германии (хотя в Германии его успели посмотреть более миллиона человек) и не был выпущен в ограниченный прокат в США. Актёры Билли Зэйн и Гарри Бьюзи, игравшие в фильме, подверглись критике в СМИ.
Сценарист Бахадир Озденир заявил, что показанное в фильме на 60-70 % является правдой. "Турция и Штаты являются союзниками. И мы хотим сказать своим друзьям горькую истину, что они не правы".
Продолжение следует...