Новые данные, появившиеся в ходе исследования забытого Евангелия отмечают, что Иисус был женат
Новые научные исследования показывают, что спорное Евангелие жены Иисуса предполагает, что Иисус не мог бы быть холостяком, может быть подлинным.
Ключевая линия на папирусе читается: "Иисус сказал им: "Моя жена... Она сможет быть моим учеником".
В другом месте, коптский текст упоминает Марию, возможно, со ссылкой на Марию Магдалену, лихо переделанную в жену Иисуса в арт-историческом боевике Дэна Брауна Код да Винчи, который породил много теорий заговора.
Когда рукопись появилась на свет благодаря профессору Гарвардского университета Карен Кинг в 2012 году, она была встречена с большим скептицизмом. Примерно размером с визитную карточку, папирус был презираем, Ватикан был одним из его хулителей - как современной подделки.
Согласно "Журнала теологической экспертизы Гарварда" (Harvard Theological Review Journal), папирусу и чернилам около 1200 лет (артефакт, как полагают, датируется где-то между шестым и девятым веками. Гарвардский также является домом для недавно обнаруженного Евангелия Марии (Gospel of the Lots of Mary).
Основной уликой против открытия является сходство текста к фрагменту редкого экземпляра Библии Евангелия от Иоанна, написанной на Lycopolitan, неясном коптском диалекте в Евангелии от жены Иисуса.
В двух рукописях есть несколько точных фраз и разрывов строк, и некоторые подозревают их как современные подделки, особенно учитывая, что Lycopolitan вымерли 1500 лет назад.
"Два коптских фрагмента четко разделяет же, чернила для письма и рука переписчика. Тот же самый ремесленник их создал и по существу в то же время," утверждал Christian Askeland, научный сотрудник с Института Септуагинты и библейских исследований в Вуппертале, Германия, в недавней работе в "Журнале исследований НовогоЗавета".
Евангелие от жены Иисуса по сравнению с онлайн-версией древней коптской с копией Евангелия от Иоанна.
Фото: Harvard Divinity School.
Джон Ярдли, старший научный сотрудник Колумбийского университета, оспаривает эти выводы. "В нашем первом исследовании, мы сделали выводы, что чернила, используемые для этих двух представляющих интерес документов, были весьма различны. Более поздние результаты не подтверждают это наблюдение сильно," сказал он "Живой науке" ("Live Science").
Карен Кинг утверждает, что оба коптских текста могут быть древние копии предыдущих текстов, и что сходство промежутков строк случайно.
Она также не находит никакого сходства с ранним христианским текстом Евангелия от Фомы, в том числе о наличии опечатки, найденной в онлайн-версии текста. Кинг утверждает, что древние писцы были не непогрешимыми, и делали грамматические ошибки.
Нынешний владелец папируса не разделяет с миром его индентичность, но происхождение, которое он предоставил, остается в споре.
Владелец утверждает, что приобрел фрагмент в 1999 году у немца по имени Ханс Ульрих Laukamp, который приобрел его в Потсдаме, в Восточной Германии в 1963 году, умер Laukamp в 2002 году. Владелец говорил, что тот никогда не собирал предметы старины и в качестве резидента Западного Берлина, он никогда бы не посетил Потсдам в то время, как говорят, он купил Евангелие.
Кинг утверждает, что имеются фотокопии подписанных документов, подтверждающих счет владельца. При сравнении с подтвержденными случаями подписи Laukamp на общедоступных нотариально документах, эти контракты могут проверить счет текущего владельца.
Подпись Ханса-Ульриха Laukamp в сентябре 1997 года.
В настоящее время, подлинность Евангелия по-прежнему очень много обсуждается.
"На данный момент, когда дискуссии и исследования продолжаются, я думаю, что это важно, однако трудно, чтобы оставаться открытым в отношении возможных сроках надписи и другие вопросы толкования," сказала Карен Кинг в недавнем письме к "Библейскому археологическому обзору". ("Biblical Archaeological Review").
https://news.artnet.com/art-world/gospel-of-jesuss-wife-authenticity-327519 Как писал знаменитый Дэн Браун: "Если у Иисуса была жена, то могли быть и дети"!