Место России в мировом искусстве 1

Jan 10, 2011 14:03

Мой приятель, сотворивший сам себе замечательную и интересную биографию (это - отдельная история!), князь Никита Лобанов-Ростовский говорит, что в мировом искусстве Россия занимает крайне малое место.
Заслужено это или нет - но очень малое. Тягаться со старыми европейскими мастерами ей невозможно, а в совсем современном искусстве Россию не найти и шансов нет.
Какое же место, по его мнению, в мировом искусстве занимает Россия? Что она внесла в глобальную историю искусств?
По мнению Никиты Лобанова-Ростовского есть три пункта, в которых Россия лидирует: Иконы (это - отдельная история!), Фаберже  (это - отдельная история!) и театрально-декоративное искусство. Последний пункт для Никиты носит вполне меркантильное значение, поскольку он со своей предыдущей женой собрали лучшую в мире коллекцию русского театрально-декоративного искусства, провели десятки выставок, издали каталоги своей коллекции. Я и познакомился с Никитой, когда вдруг получил заказ на покупку у него его коллекции (это - отдельная история!)
Я с ним в этом согласен. Только русские иконописцы, Карл Фаберже и воспитанные Сергеем Дягилевым, Саввой Мамонтовым, Сергеем Рябушинским, Павлом Третьяковым и другими предводителями русского "Серебряного века" художники, деятели театра и, в первую очередь, балета - внесли в мировую историю искусств свою, не побоюсь этого слова - лепту.
Что бы не говорили об огромном вкладе других российских деятелей искусства в мировую копилку, этого вклада почти никто не замечает. Большинство русских художников были прямыми последователями заграничных школ, учились там, а далее возвращались и домой и творили так, как научились и как смогли. Российским любителям искусств было дешевле покупать Шишкина и Айвазовского, чем Каламе и Гварди, поэтому заказов и местной славы у них было много. Все это еще раз повторилось после "перестройки", когда появившиеся у россиян деньги подняли цены на русское искусство в сотни раз. То же самое, кстати, случилось и с китайским искусством.
Русский театр и балет в понимании его самобытности, оригинальности, высочайшего профессионализма и т.д. и т.п. начался в конце 19 века и не с музыки Петра Чайковского и Модеста Мусоргского, с балетов Петипа, которые гениально следовали классике западной Европы, а с искусства "новой волны" - искусства "Модерна".

Вот здесь Россия сделала мощный рывок вперед, значительно опередив весь остальной мир и став до сих пор ярчайшим образцом мирового искусства.



Борис Анисфельд. Сценография для балета "Снегурочка" 1922. (Из моей коллекции).



Персонажи Русского балета Сергея Дягилева. Около 1914 года. Мейссенская фарфоровая мануфактура. (Из моей коллекции).



Псиша. ЛФЗ, 1920-е годы. Автор Глебова-Судейкина. 
(Из моей коллекции).

серебряный век, дягилев, коллекия, Россия, искусство, балет, театр, Ура!, анисфельд

Previous post Next post
Up