Очередная история о неразрывном союзе искусства и политики. Она напрямую связана с одной из важнейших сторон ограниченной военной операции в Украине, а именно - с денацификацией - редкое и важнейшее доказательство обеления нацистов властями Украины.
8 мая 2021 года, т.е. задолго до “ограниченной военной операции в Украине” на германском аукционе Dusseldorfer Auktioshaus я приобрел красивую картину “Соколиная охота”, холст на картоне, масло, 67,8 х 46,3 см, подпись и год внизу слева “Н. Самокиш. 1942 г.”, Самокиша Николая (Миколы) Семёновича, академика живописи и Действительного члена Императорской Академии художеств.
Для украинцев Микола (не в коем случае - не Николай!) Самокиш является одним из самых главных художников. Самокиш вместе с Сергеем Васильковским работал над созданием альбома "С украинской старины", а также альбомом украинского народного орнамента. Мало кто из художников знал историю украинского народа, как Самокиш. Этот альбом - продолжение альбома офортов "Живописная Украина" Тараса Шевченко. Самокиш иллюстрировал литературные произведения Николая Гоголя, Марка Вовчка, Ивана Нечуя-Левицкого. Продолжатель творчества Гоголя - это наивысшая оценка для творческого украинца! Не забывал художник Украину. Часто посещал родные места. Каждый год приезжал в Харьков и проводил там по полгода. В этот период создается ряд полотен. "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 году", "Битва казацких повстанцев с польскими гусарами при Желтых Водах в 1648 году"; "Восстание украинских крестьян во главе с Иваном Богуном"; "Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем в 1653 году"; "Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким". Многие картины Самокиш посвятил именно запорожцам и их подвигам, которые отстаивали свободу и независимость Украины. "Морское сражение запорожцев с турецким военным кораблем". Попытка в морской тематике стала удачной. После было написано немало этюдов в этом жанре.Я, как и многие из нас, хорошо знал Н.Самокиша как художника, воспевающего своим искусством царскую Россию и её армию, Украину и её защитников: а затем и СССР и её армию, за что получал от правителей много наград:
● Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину
«Возвращение войск на родину» (1881).
● премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883).
● Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из
битвы при Малом Ярославце» (1884).
● Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская
кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году»
(1885).
● Орден Святого Владимира 4-й степени
● Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на
повороте».
● Заслуженный деятель искусств РСФСР(1937).
● Сталинская премия второй степени (1941) - за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935).
● Орден Трудового Красного Знамени(1940).
А кого ещё воспевал Микола Самокиш?
Вот как его характеризовали историки искусства когда-то: “Заветом Самокиша был призыв «Рисуйте правдой!», поэтому в его творениях - правда.” Герой Сергея Бодрова из фильма “Брат 2” говорит: «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней”.
А правду я обнаружил, когда перед тем, как отправить картину для проведения экспертизы, я вынул ее из рамы и снял сзади картон, прикрывавший задник картины. Под ним на обороте самой картины (холст наклеен на картон) оказался выполненный сангиной портрет Адольфа Гитлера!
Эта картина была куплена в Германии, что подкрепляет версию, что портрет Гитлера, написанный на обороте шедеврального “Сокольничего”, был вывезен отступающим гитлеровцем, после краха германских нацистов портрет был закрыт картоном и затем перешёл по наследству. Наследники наверняка не знали, что находится на обороте красивой картины и в таком виде поставили картину на аукцион, где я её и купил.
Портрет Гитлера я хотел содрать (на фотографии внизу портрета хорошо видны следы моих попыток) и спустить в унитаз, у меня не получилось, и я решил оставить так, как есть - для искусствознания, истории и человеческой психологии это знаменательное двустороннее творение - факт, доказывающий сотрудничество заслуженного советского Лауреата Сталинской премии и гордости украинского национального искусства с нацистами.
Затем я передал картину “Соколиная охота” для проведения искусствоведческой экспертизы в Научно-исследовательскую Независимую экспертизу им. П.М.Третьякова, откуда 20.09.2021 года, т.е. задолго до “ограниченной военной операции в Украине”, получил “Экспертное заключение ОЖ 16728 No 10450-25”. В приложенной экспертизе НИНЭ им. Третьякова об авторстве Самокиша портрета Гитлера нет отдельного упоминания, поскольку авторство этой картины установлено как единое целое.
Возможно ли, чтобы Самокиш во время оккупации написал “Соколиную охоту” на обороте портрета? Есть ли в советском искусствознании пример написания картины при жизни Сталина на обороте портрета Сталина? По моему мнению - это был бы верный путь в лагеря. Очевидно, что при германских нацистах на “сокольничих” покупателей не было, а вот на фюрера было хоть отбавляй, как сейчас на портреты Петлюры, Бандеры, Скрипника.
ФАКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МИКОЛЫ САМОКИША С НАЦИСТАМИ
Во время немецкой оккупации Крыма (1941-1944) Самокиш оставался в Симферополе, где проживал по ул. Жуковского, 22. С 1 сентября 1942 года ему была назначена (нацистами!!!) персональная пенсия в размере 230 рублей. Скончался 18 января 1944 года в Симферополе. Последние (или все?) годы жизни Н. Самокиша были омрачены весьма бедственным положением: чтобы как-то выжить в условиях гитлеровской оккупации, художник был вынужден(?) продавать свои работы немецким и румынским офицерам. До своей смерти он руководил объединением художников (что они рисовали для нацистов?). Впоследствии этот факт стал причиной обвинений художника в сотрудничестве с оккупантами. Нацисты не только платили Миколе Самокишу пенсию 230 рублей и снабжали его заказами, но после его смерти переименовали улицу, где он жил на его имя!
С улицей Самокиша в Симферополе связано много легенд - но точно установленным можно считать тот факт, что первыми переименовать Кооперативную в "Улицу Самокиша" предложило немецкое командование в 1944 году. (Об этом можно узнать из книги «Оккупационный режим в Крыму. 1941-1944). Немцы к тому времени уже успели сделать 70 переименований улиц и переулков, иэто решение стало последним, семьдесят первым. Все предыдущие имена носили немецкие названия и не случайно симферопольский художник, скончавшийся 18 января заслужил своими портретами Гитлера и гитлеровцев особого внимания. Немцев даже не смутило то, что художник был лауреатом Сталинской премии, автором антифашистского плаката «Наше дело правое».
Когда же Красная Армия в 1944 году освободила Крым, то, естественно, все приказы немецкого командования были отменены. Таким образом, отменили и переименование улицы Кооперативной. Есть информация о том, что его молодая вдова начала активно обвинять Самокиша. И лишь только в 1960, в год 100-летнего юбилея Миколы Самокиша, местные власти вспомнили о знаменитом художнике. И опять, не мудрствуя лукаво, назвали ту же улицу Кооперативную именем Самокиша. Ходит еще, правда, легенда о том, что эту же улицу переименовывали еще в 1940 г., к 80-летнему юбилею художника, но представить себе немцев, которые сначала переименовали её опять в Кооперативную, а потом опять возвращают её же имя нереально.
Я убежден, что данный артефакт послужит важным доводом в интересах борьбы с нацизмом, в какой бы стране эта борьба не происходила.