Казантип

Apr 27, 2010 13:42

Я тут на днях совершила одну не совсем законную экскурсию, о чем и хочу рассказать.

Краткая географическая справка.
Казантип, Казан-Тип (Казан-Тип, крымскотат. Qazan Tip, Къазан Тип) - мыс на берегу Азовского моря в северо-восточной части Крыма. Название имеет тюркское происхождение: с крымскотатарского qazan tip переводится как «дно котла» (qazan - «котёл», tp (в степном диалекте tip) - «дно»).
Мыс Казантип далеко вдаётся в море, имеет вид котла диаметром около 3-4 км, максимальная высота гряды - 107 м, средняя - 30-40 м, уровень дна котла - 20-30 м над уровнем моря.
Южнее перешейка, соединяющего мыс с материком, находится Белокаменская возвышенность, на ней расположен несостоявшийся город крымских атомщиков Щёлкино.



На этой панораме (прошу прощения, снятой против солнца) виден один из самых знаменитых советских недостроев - Крымская атомная станция.

Геологически Казантип это антиклинальная складка (куполообразное поднятие), известняковая макушка которой размыта эрозией. Под ней были глинистые породы, которые подались размыву еще легче. Так и получилось, что по краям в море уходят скалистые обрывы, а по центру - провал, так что вся конструкция напоминает котел, казан по-тюркски. Кое-где оползни образовали небольшие бухточки, в которых море намыло крохотные карманные пляжи.



В центре котла сейчас нефтепромысел.



А борта - заповедник.
Вся земля там изрыта норами сусликов.



На прибрежных скалах живут бакланы. Этот мыс называется Сраный камень:



Накануне я рассматривала Казантип через Google Earth. Даже их космоса мысы над морем выглядят белоснежными. На месте оказалось, что это от помета птичек.



На этой скале бакланов не было, но белый окрас камней выдает бакланий дом. Сами жильцы паслись рядом в море.



Помет у них особенный - токсичный до невозможности! Пока бакланы живут в своих традиционных местах гнездовий - на скалах, на островах посреди озер - это ничему не вредит. Но когда по каким-то причинам потревоженные птицы переселяются на деревья - вот тут приключается настоящая экологическая катастрофа. Они этим своим ядовитым пометом за считанные дни убивают деревья насмерть, а потом переселяются на соседние.

В прошлом году я попала на Казантип в середине мая. Восторгов было - выше крыши! А когда увидела листья отцветших диких ирисов, меня мгновенно и очень прочно клюнула идея, приехать сюда еще разок, но в апреле - на цветение.
И ведь повезло! Свершилось! Вот они:





Это самая большая бухта Казантипа. Называется Широкая. Черные точки на пляже - стая бакланов. А желтые на переднем плане - ирисы, касатики мои.



В прошлом году там снимался какой-то фильм.



Что меня удивило - киношники охраняли заповедник как своё собственное! Встретившийся зеленый патруль только слегка пожурил нас за нарушение границ заповедника и предупредил, чтобы не топтали цветочков и не пугали живность. А киношники стали грудью бросаться на фотоаппарат, чтобы не дать запечатлеть происходящие на пляже съемки. Дурачьё какое-то - могли бы получить дополнительную рекламу своего киношедевра, а так - я до сих пор даже не знаю его названия.

Лирическое отступление. Летом 2008 года на мысе проходили съёмки фильма «Обитаемый остров» (режиссёр - Фёдор Бондарчук). Украинские экологи обвинили съёмочную группу в нанесении ущерба экосистеме заповедника и призвали бойкотировать фильм. Я вообще не понимаю, накой надо было тащиться за тридевять земель, ломиться в заповедник, курочить там всё пиротехникой, распугивать бакланов и сусликов, чтобы потом сделать такую обработку, после которой вообще не понятно, что съемки были на натуре. Получилась даже не павильонная, а кошмарная рисовано-компьютерная картинка. Бред, в общем.

Возвращаясь к моим впечатлениям. Должна отметить, что в нынешнем году заповедный режим сильно ужесточен, так что пришлось управляться с экскурсией по Казантипу по-быстрому, пока не нагрянули зеленые. Вообще говоря, с тем, что нечего там народу шляться - я абсолютно согласна. Распугаем живность - бакланы улетят обкакивать соседние рукотворные леса, с такими трудами выращенные в степях, на солончаках, под ветрами, а суслики убегут в поля, жрать фермерскую пшеницу.
Да, и ещё. Конечно, сочетание нефтепромысла с заповедником на такой небольшой территории выглядит весьма странно, но мне показалось, что в этом месте они как-то даже вполне пристойно уживаются.
Up