Богословский модернизм в идеологии Нового времени

Aug 16, 2012 11:59


Роман Вершилло

Утрата веры массами и элитами полностью определяет суть эпохи Нового времени (с XVI в. по настоящий момент).

Несмотря на этот разрыв с истинным Христианством, Новое время остается религиозным в своем основании. Вера в неотмирную Истину Христианства заменяется универсальной посюсторонней религией - верой в земное как в идеальное, в видимое как в невидимое.

Выступая под именем Христианства или под именем светских идеологий, эта религия отрицает отделение друг от друга “души” и “тела”, “духовного” и “материального”, “священного” и “профанного”, “религиозного” и “мирского”. Весь человек освящен и помазан, чтобы во всей полноте быть храмом Божиим, служением Богу и миру (о. Александр Шмеман).

Такая безразлично всеосвящающая религия уже была в истории человечества - во времена язычества. В эпоху Нового времени возвращается именно языческое универсалистское восприятие мира, неизвестное Христианству, различающему святое от несвятого и обращение души к Богу - от обращения души к тварному миру. Так происходит ре-дивинизация, повторное “околдовывание” мира. Теперь всё - и мир, человек с его развлечениями и его технологиями - становится священным, хотя и в мирском светском смысле.

По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра. Вместе политическая, философская и теология театра и составляли язычество как таковое.

В Новое время идеология, массовая религия (в частности, богословский модернизм) имассовая культура вместе взятые и составляют одну целостную религию Нового времени, которую следует охарактеризовать как религию самоспасения и противозаконного самоисследования, с основным мифом этой религии об “абсолютной свободе человека”.

Таким образом, все стороны Нового времени являются политическими в той же мере, в какой и религиозными, а богословский модернизм - лишь одним из видов новой религиозности, наряду с пятидесятничеством, New Age, лжемиссионерством и т.п.

Полный возврат от Христианства к язычеству невозможен уже по одному тому, что язычество не знало Христианского понятия о спасении. Идеология Нового времени во всех своих формах делает шаг вперед, а не назад, вперед - к богоборчеству. Новая религия - это путь к абсолютной свободе от добровольного рабства Христу, каковая “свобода” и воспринимается как “спасение”.

атеизм, светский мистицизм, идеологии, массовая культура, new age, модернизм, гностицизм, политика, свобода, Шмеман о. Александр

Previous post Next post
Up