Крывелев, Иосиф Аронович

Oct 10, 2011 13:43




(1906-1991) советский пропагандист атеизма, деятель «Союза воинствующих безбожников».

Преподавал философию с 1932 г. В 1934 г. окончил Московский историко-философский институт.

Работал в Центральном совете «Союза воинствующих безбожников» (1934-36), Центральном антирелигиозном музее (1936-39), Институте философии АН СССР (1939-41, 1947-49).

Член КПСС с 1941 г.

В период кампании по борьбе с космополитизмом был обвинен в расизме и отстранен от работы (1949 г.). С 1959 г. - старший научный сотрудник Института этнографии АН СССР. Доктор философских наук (1964).

Летом 1972 г. участвовал в конференции по проблемам усовершенствования методологии научной критики политики сионизма.

____________________

В своих сочинениях И.А. Крывелев выступает в качестве идеолога диалектического материализма, как «единственно верного и всеобъясняющего» учения.

Крывелева отличает безграничная вера в возможности современных наук и в сциентистский миф о марксизме, как якобы основанном на данных всех наук о природе и обществе. Под этим, видимо, понимается неудачная попытка Энгельса синтезировать единое марксистское учение о природе и обществе в «Антидюринге», канонизированная Сталиным.

Вульгарный материализм диамата приводит Крывелева к совершенно абсурдным тезисам: Все без исключения явления природы и общества, которые мы наблюдаем, имеют определенные естественные причины и подчиняются определенным закономерностям. Это не аналитическое утверждение, а просто исповедание личной веры в то, что все общественные, религиозные, культурные и политические явления имеют только естественные причины и абсолютно детерминированы.

Он предлагает метафизику в духе XIX в.: в отличие от Бога природа-то уж безусловно существует и достижения современного естествознания обосновывают положение о вечном существовании Вселенной с абсолютной убедительностью и неопровержимостью. В рамках диамата это абсурдное положение выглядит вполне обоснованным. Но как только мы просыпаемся от идеологического дурмана, то понимаем, что вечность материи не может быть ни доказана, ни обнаружена средствами естественно-научного исследования, и представляет собой чисто метафизическое, и к тому же абсурдное положение. В том-то и дело, что природа не «безусловно существует», как было понятно уже Гераклиту, и представляет собой поток явлений, а не идеальную истину саму в себе. Поэтому ни о какой вечности и безусловности природы, ни об абсолютности такого знания говорить всерьез невозможно.

У Крывелева встречается и до сих пор имеющий хождение пропагандистский тезис о том, что если все существующее должно было быть кем-то создано, то и Бог должен был быть когда-то кем-то создан. Здесь мы встречаемся с типичной круговой логикой марксизма, где всё влияет на всё и, например, по Энгельсу, человек создает орудия труда и в равной мере орудия труда создают нового человека. То же касается и общественных отношений и личности. Тем более это учение алогично применительно к учению о Боге, о Котором еще Аристотель доказывал, что Первопричина не похожа на Ее следствия.

Крывелев испытывает безграничное благоговение перед любой «наукой»: пусть ложной и устаревшей, и поэтому не может не прибегнуть и к мифу дарвинизма. Аргументом против библейского рассказа о сотворении человека Богом Крывелев считает существование таких метафизических фантомов как «промежуточные формы» между обезьяной и человеком. Интересно, что таковыми он считает неандертальцев, которых современная наука более не считает предками человека, и сосуществовавших с ними кроманьонцев (т.е. просто Homo sapiens). Как можно при таком положении оспаривать очевидный факт происхождения человека от других, низших животных видов, ближайшим из которых является обезьяна?! - риторически восклицает Крывелев.

Как и другие атеисты т.н. «мифологической школы», Крывелев считал правильным пропагандистским приемом объявить все утверждения Христианства ложью от начала до конца и, в частности, историчность Иисуса Христа. «Научным» основанием для этого послужил малоизвестный немецкий автор Артур Древс (Drews). Крывелев также считал мифическими фигурами: апостолов Петра и Павла, пророка Моисея и Иисуса Навина. Этой точки зрения он придерживался до конца жизни, оставшись к концу 80-х годов практически единственным «мифологистом».

Атеистический миф Крывелева включает в себя и любопытную хронологию книг Нового Завета. Первой книгой он считал Апокалипсис на том основании, что так говорится в сочинениях Энгельса. А последней - Деяния Апостолов, якобы, написанные в конце II века, в эпоху Оригена. Послания Апостола Павла Крывелев готов приписать чуть не гностику Маркиону, что отражает фантастическую гипотезу Древса о возникновении Христианства из гностицизма.

В объяснении религиозных и нравственных воззрений Крывелев ближе всего подходит к монистической сути марксизма. Любые убеждения не существуют отдельно от потока явлений, чем определяется радикальная посюсторонность «научного атеизма»: Взаимоотношения людей складываются отнюдь не в зависимости от тех или иных лозунгов или идей, - наоборот, лозунги и идеи сами формируются под влиянием общественных отношений людей.

Милосердие и любовь к людям тоже не существуют, а возникают в результате общественных отношений и в этих отношениях без остатка растворены, учит Крывелев: Для того чтобы в отношениях между людьми могли возобладать идеи любви, милосердия и гуманности, недостаточно только проповеди этих идей. Должны быть созданы такие общественные условия, при которых человеческие отношения между людьми полностью вытекали бы из самой жизни людей, из их общественного бытия, - такие условия, которые исключали бы эксплуатацию, колониальный гнет, национальное порабощение, военное подавление одних народов другими… Это возможно только при коммунистическом строе, за победу которого борются трудящиеся нашей страны и других стран мира под руководством коммунистических и рабочих партий.

Признавая на словах милосердие и гуманность, Крывелев исповедует на деле марксистский аморализм: Все, что учит человека бороться за лучшее будущее для всех людей, за коммунизм, есть добро. И наоборот, Крывелев «доказывает» моральную бесполезность Библии тем, что она не служит единственному «добру», т.е. торжеству коммунизма: В нашу эпоху только то, что способствует построению коммунистического общества, является нравственным и соответствует понятию добра. Но, конечно, не Библия и не какая бы то ни было другая религиозная книга может научить людей бороться за коммунизм.

Переходя к политике, Крывелев, в общем, верно указывает на антиреволюционную сущность Христианства: В вопросе об отношении к жизни и к обществу библейская точка зрения может быть сформулирована примерно таким образом: мир, в котором мы живем, - временный, несущественный, даже не совсем реальный; настоящая жизнь наступает только после смерти человека, когда он попадает в загробный мир; нет поэтому никакого смысла стремится к его улучшению на земле, ибо в качестве преддверия к будущей жизни он должен быть таким, каким его создал бог.

Поскольку, по мысли Крывелева, хорошей, интересной, красивой должна быть эта единственная земная жизнь, то вера в мир иной, мир Истинный делает Христианство принципиально несовместимым с социализмом, реальным или утопическим.

Основные труды

Костром и пыткой против науки и ученых. М.: ОГИЗ, 1933; 2-е изд. 1934, совместно с Н. Ястребовой

К вопросу об оценке философии И. Дицгена // Под знаменем марксизма. 1936. № 7

Женщина и религия. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1937

Правда о евангелиях. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1938

Огнем и кровью: Во имя бога. Фото-серия // Редактор М. Шейнман; Художник А. Фролов. М., 1939

Учение диалектического материализма об объективной истине // Под знаменем марксизма. 1939. № 9

Об основном определяющем признаке понятия религии // Вопросы истории религии и атеизма. 1956. Т. 4

Евангельские сказания и их смысл. М.: Советская Россия, 1957; 2-е изд. 1959

Гносеологические корни религии // Вопросы истории религии и атеизма. 1958. Т. 6

Книга о Библии: (Научно-популярные очерки). М.: Соцэкгиз, 1958, 2- изд. 1959

О так называемых «священных книгах». Алма-Ата: Казгосиздат, 1958. (Б-чка лектора-атеиста)

Современное богословие и наука. М.: Политиздат, 1959

Ленин о религии. М., 1960

О доказательствах бытия божия: лекция и ответы на вопросы. М.: Советская Россия, 1960

Крушение теории прамонотеизма // Вопросы философии. 1960 № 7

Религия и церкви в современном мире. М.: Советская Россия, 1961

Маркс и Энгельс о религии. М.: Наука, 1964

Раскопки в «библейских странах». М.: Советская Россия, 1965; Худ. Е.А. Михельсон

Как критиковали Библию в старину. М.: Наука, 1966

Происхождение религии. М.: Знание, 1968

Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М.: Наука, 1968

Что знает история об Иисусе Христе? М.: Советская Россия, 1968 (2- изд. 1969) Худ. Э.Б. Табачник

Атеистические заветы В.И. Ленина. М.: Московский рабочий, 1969

Новые толкования Библии. М.: Знание, 1974

История религий: Очерки : В 2 тт. М.: Мысль, 1975-76; 2-е изд. дораб. М.: Мысль, 1988

Габриэль-сатаноборец: хроника времен папы Льва XIII: О Лео Таксиле. М.: Советская Россия, 1978

Критика религиозного учения о бессмертии. Об аде и рае. Фантастика душеверия. Жизнь после жизни. М.: Наука, 1979

О «тайнах» религии: [Для сред. и ст. шк. возраста]. М.: Педагогика, 1981 (Серия Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»)

Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982, 2-е изд. 1985

Христос: миф или действительность? М.: Наука, 1987. Серия «Советское религиоведение»

Великая французская буржуазная революция 1789-1794 гг. и религия. 1988

Редактор, автор предисловия:

Г.В. Плеханов. О религии и церкви. Избранные произведения // Вступительная статья И.А. Крывелева. М.: Академия наук СССР, 1957. Серия: «Научно-атеистическая библиотека»

Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М.: Наука, 1970

М.М. Шейнман. Вера в дьявола в истории религии. // отв. ред. И.А. Крывелев. М.: Наука, 1977

М.М. Шейнман. От Пия IX до Павла VI. Научно-атеистическая серия // отв. ред. И.А. Крывелев. М.: Наука, 1979

Источники:

БСЭ

Большая философская энциклопедия

Докладная записка агитпропа ЦК Г.М. Маленкову о собрании сотрудников института философии АН СССР 18.03.1949 // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 222. Л. 118-120

Письмо руководителей института философии АН СССР и журнала «Вопросы философии» Г.М. Маленкову по вопросу борьбы с космополитизмом 21.03.1949 // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 160. Л. 46-52

Записка главного редактора журнала «Вопросы философии» Д.И. Чеснокова Г.М. Маленкову о содержании 3-го номера журнала за 1948 г. 04.04.1949 // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 155. Л. 20-26

Центральный антирелигиозный музей, аморализм, марксизм, идеолог, сциентизм, сионизм, диалектический материализм, Карл Маркс, Сталин, атеизм, Союз воинствующих безбожников, идеологии, В.И. Ленин, Лео Таксиль, Институт этнографии, Иосиф Крывелев, Фридрих Энгельс, теория эволюции, Государственное антирелигиозное издатель

Previous post Next post
Up