Читая френдленту

May 18, 2024 10:52

ivanov-petrov: «Как вам нравится мужественное высказывание "Надо делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать"?»You have to make the good out of the bad because that is all you have got to make it out of ( Read more... )

Leave a comment

antimeridiem May 19 2024, 16:25:45 UTC
Каждый отвечает за себя. Причем не в какой-то далекой перспективе, а вот здесь и теперь. Чем там объективно окажется результат выбора - дело десятое. В отдаленной перспективе вообще трудно говорить о причинности. Зло может быть одним из звеньев цепочки, ведущей к добру и наоборот. Именно поэтому фокус своего внимания лучше направлять на то, что расположено прямо под носом - т.е. на то, что способен охватить вниманием и успеть просчитать более-менее надежно ближайшие ходы. У нас нет нескольких ветвей истории, из которых мы можем выбирать. Только личные развилки, на которых мы делаем выбор. На какую из веток они нас приведут - предсказать невозможно. Скажем, кому-то совесть подсказала идти на фронт. А другому - на фронт с другой стороны. Ок. При этом у каждого из них есть шанс пересмотреть свое поведение, и поступать в дальнейшем иначе. Кино такое есть хорошее - «Франц» («Frantz», Франсуа Озон, 2016), там этот процесс показан в подробностях. Если же жить в мире перспективы - вот мы сейчас переступим через все эти убийства, которые и не убийства совсем, а подвиг, а потом заживем счастливо - то получатся гекатомбы трупов, а в результате - разбитое корыто. Сейчас этот процесс можно наблюдать без всякого кино, благо исторический момент позволяет.

Без убийств опять обойтись не получилось... Какой бы привести бытовой пример? Скажем, когда родителям кажется, что они видят перспективу, умудрены жизненным опытом, и на этом основании гнобят своего ребенка, оправдывая это тем, что «для его же блага». Хорошо бы они понимали хотя бы, что его гнобят, а не тянут к добру. А уж как после этого осознания поступать - решать им.

Reply

ne_sbylos May 19 2024, 21:26:21 UTC
//Только личные развилки, на которых мы делаем выбор. На какую из веток они нас приведут - предсказать невозможно.

Ну вот же: это совершено экзистенциалистское заявление, исключающее различение "добра" и "зла".
И возможность пересмотреть поведение - поступить потом иначе - ничего не поменяет в этом плане: вместо добра и зла снова будет просто некий выбор

Reply

antimeridiem May 20 2024, 09:03:17 UTC
Выбор между приятным и неприятным, между полезным и бесполезным, между добром и злом. Вот этот последний выбор делается совестью, которая и есть "прибор", производящий это "измерение" или "различение" (что в данном контексте вернее). Можно, конечно, удалить из языка слова "добро", "зло" и "совесть" (это было бы интересное упражнение - не хуже избегания глагола "to be"), но это лишь затруднит коммуникацию, заставить каждый кейс разматывать как на кушетке психоаналитика.

Ну и по поводу "сделать добро из зла". Смысл этого в том, что для совести нет безвыходных ситуаций - даже если вокруг одно зло, выбор не предполагает ничего хорошего, и он так или иначе делается под давлением момента, то остается больная совесть, которая сохраняет равенство в этом уравнении. Может быть, человеку и пришлось идти в окопы, а может быть и победить, но добром тут будет не победа, а стремление не попасть вновь в эту ловушку и сожаление о том зле, которое пришлось совершить.

Reply

ne_sbylos May 20 2024, 18:11:12 UTC
//совестью, которая и есть "прибор", производящий это "измерение" или "различение"

Кажется, понял в чем нестыковка: вы говорите как бы из практики, где не с руки, конечно, подвергать "совесть" деконструкции. А я зашел больше с исследовательской позиции, где это ровно то, что и нужно делать)

//для совести нет безвыходных ситуаций

Стоики исходят именно из такого. Причем не только в связи с "совестью" (некоторые полагают, что древние греки не знали такого), но вообще со всеми неурядицами: украли кошелек - зато потренировался в смирении и т.п.

Ещё вспоминается виденный в перестройку японский фильм "Легенда о Нараяме". Когда один совершает убийство, полностью следуя ритуалу - то есть нравственности обычая, а другой - тупо убивает родителя. Материальный результат в том и в другом случае один и тот же, а нравственный смысл прямо противоположный.

Reply

antimeridiem May 20 2024, 18:42:15 UTC
Да, если на человека смотреть со стороны (исследовать), то совести у него нет. Впрочем, как и сознания)

Reply


Leave a comment

Up