«Должен ли я в таком случае сделать некоторое предположение относительно того, обманывает или же не обманывает людей их память; действительно ли они видели эти картины во сне или же только вообразили их себе после пробуждения? И в чем смысл этого вопроса? Чем вызван наш интерес к нему? Задаем ли мы его себе тогда, когда кто-то рассказывает свой сон? А если нет, так это в силу нашей уверенности в том, что его память его не обманула? (А если предположить, что рассказ ведет человек с особенно слабой памятью?)
Значит ли это, что бессмысленно ставить вопрос, действительно ли во время сна имеют место сновидения, или же это феномен памяти пробудившегося?»
(Л. Витгенштейн, «Философские исследования»)
В какой-то момент понял, что не нужно беспокоится о том, верно или неверно пересказывается вспоминаемый сон. Пусть он будет «додуман», приведен к большей связности, лучше спроецирован на т.н. реальность, это не беда. То, как этот сон будет рассказан, фактически интерпретирован, расшифрован и есть его продолжение, но уже в состоянии бодрствования.
В конце концов кому какое дело, что на самом деле видел сновидящий. Потому что во сне и нет никакого «на самом деле», есть только послание, которое будет получено или нет.