Русский педагог из Бахмута. Памяти Антиоха Андреевича Луцкевича

May 28, 2023 09:26

Освобождение в нынешнем мае старинного русского города Бахмута прежней Екатеринославской губернии, в советское время получившего наименование Артёмовск, побуждает нас обратиться к прошлому города, к деятельности тех его жителей, которые внесли свой вклад в созидание «Русского мира» и развитие Кирилло-Мефодиевской идеи. К числу таких людей относится Антиох Андреевич Луцкевич (1848 - 1912), действительный статский советник, основоположник начальной военной подготовки в гражданских учебных заведениях России, создавший класс «Потешных» в Бахмутской гимназии в память потешных Петра Великого. Примечательно, что практически весь период активной педагогической (учительской и административной) деятельности Луцкевича прошёл на территории Малороссии, Юго-Западной России, будущей УССР. При этом Антиох Андреевич однозначно относил себя к русским людям и считал важнейшей обязанностью способствовать воспитанию учащихся Киева, Одессы, Полтавы и Кременчуга, Юзовки и Бахмута в русском православном духе, в духе верности Царю и Династии. Русский патриот, педагог-новатор, Луцкевич всю жизнь боролся как против рутины и кумовства, принимавших личину консерватизма, так и против революционной крамолы. Воспринимая жизнь простонародья без романтического флёра, он подчеркивал необходимость для образованного сословия проявлять деятельную любовь к крестьянам и рабочим людям. И главное проявление этой деятельной любви, по мнению Луцкевича - просвещение. Антиох Луцевич был последователем Яна Амоса Коменского, стремившегося сохранить следы Кирилло-Мефодиевского завета. Луцкевич всецело воспринял идею великого чеха - учить всех и всему (пандидаскалия), учить быть сначала человеком, а потом - мастером. Вот что об этом говорил Луцкевич: «Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность - научная, ремесленная и тому подобная - получает особенную прочность и цену. Пусть сначала воспитается хороший человек, а потом, на этом фундаменте образуется хороший специалист. Отсюда следует, что народная школа общеобязательна для каждого человека» (брошюра «Бахмутские «потешные», 1912 . С. 23). Сравним эти слова с высказыванием Коменского: «Нельзя не желать, чтобы все получили образование» (Пампедия, гл.2). Коменский призывал учителей действовать «во имя всеобщего просвещения: то есть просвещения истиной, чтобы каждый, основательно пройдя её школу, противостоял блуду и азарту, ходя путями праведности» (Пампедия, гл.1). В другом месте глава чешских братьев восклицает: «К чему школа, если она не искореняет пороков (душевной нечистоты)?»…
Чешский педагог Ржига, живший в России в одно время с Луцкевичем, считал, что «без Коменского немыслимо было бы современное возрождение чешского народа», в подтверждение этого он приводил слова епископа чешских братьев о народности: «Учреждением общедоступных школ прославите Бога, возвеличите церковь, облагородите общество и возвысите весь свой народ в глазах всех людей» (Ржига В.Ф. Очерк жизни и деятельности Иоанна Амоса Коменского в 300-летнюю годовщину рождения славянского педагога XVII века. Нижний Новгород. 1892. С. 59).
Вслед за Коменским и Антиох Луцкевич настаивал на национальном характере образования: «Так как ученик народной школы будет впоследствии членом общества, он должен чувствовать себя сыном русского народа… необходимо ещё, чтобы народная школа воспитывала детей в русских национальных идеалах» («Бахмутские «потешные»… там же).
Мысль Коменского о физическом воспитании школьников, содержавшаяся в его дидактике как малое зерно, была развита Луцкевичем в полный рост плодовитого древа знания и практики, хотя нужно сказать, что Луцкевичу достались, главным образом, горькие плоды зависти и ненависти со стороны коллег - космополитов, либералов и поклонников немецкой социал - демократии, в то время как ученики и сподвижники Луцкевича получили сладкие плоды гармонического развития и всеславянского патриотизма («Потешные» использовали всеславянскую сокольскую гимнастику, которую потом присвоила ранняя советская физкультурная школа).
Весной 1909 года Антиох Луцкевич открыл в Бахмуте при образцовом училище класс военного строя и гимнастики, получивший в том же году, с Высочайшего соизволения, наименование «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». В 1910 году, 18 мая, Луцкевич и его воспитанники по приглашению Государя-Мученика прибыли в Петербург. 22 мая состоялся смотр воспитанников в Высочайшем присутствии в Царском Селе . «В два с половиной часа дня к месту построения на площадке перед Большим дворцом прибыли Их Величества Государь Император, Государыня Императрица Александра Феодоровна с Наследником Цесаревичем. Августейшие дочери Их Величеств, Великие Княжны, находились на главном крыльце. Звуки встречи оркестра класса раздались при прибытии Их Величеств. Ученики школы держали ружья «на караул». Его Величество обходил фронт класса, здороваясь с учениками. После обхода ученики … исполнили построения и несколько уроков сокольских упражнений» (Смотр детям народной школы//Новое время, 23 мая (5 июня) 1910 г.). Государь остался доволен смотром и подарил каждому юному воспитаннику бахмутского военного класса по серебряному рублю.
«Новое время» отмечало: «25 мая дети первого народного класса военного строя и гимнастики, прибывшие из Бахмута, приветствовали своего инспектора А.А. Луцкевича по случаю пожалования его Государем Императором чином действительного статского советника. В 9 часов утра дети во дворе Николаевскаго вокзала (Петербурга) построились со знаменем и хором музыки. При появлении Антиоха Андреевича оркестр исполнил гимн, «ура» приветствовало любимого учителя. Под звуки гимна инспектор Луцкевич прикрепил пожалованные накануне ордена Св. Анны 3 - й степени инструктору класса, запасному штабс - капитану Лукашевскому, Св. Станислава 3 - й степени заведывающим классами народных училищ Бахмутского уезда Полтавцеву и Петрушевскому, учителю оркестра Силенко; унтер-офицер Растопчинов, обучающий детей строю, награждён медалью с надписью «За усердие». В тот же день дети были у обедни в Александро-Невской лавре… а накануне у всенощной в Казанском соборе (перед чудотворной иконой «Потешные» прекрасно исполнили тропарь, «стройное пение обратило всеобщее внимание»). Из лавры дети маршем прошли на Английскую набережную, где их поджидал пароход, предоставленный для прогулки на взморье морским министерством. 27 мая народный класс уезжает обратно в Бахмут» (Разные известия//Новое время. 6 июня нового стиля 1910 г.).
Луцкевичем в Бахмуте был организован и духовой оркестр, по словам «Нового времени» «доставляющий детям огромное наслаждение и привлекающий их к военным прогулкам». Император Николай II на докладе военного министра о деятельности Луцкевича написал: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль». 21 февраля 1911 года Антиох Андреевич был лично принят Государем. Тем временем «потешные» начали появляться в разных местах России: в Царском Селе, в Омске, в Воронеже. По этому пути пошли Кронштадт, Севастополь, Томск, Барановичи, Ташкент, Иркутск, Баку. Святейший Синод благосклонно воспринял введение начальной военной подготовки, ведомство православного исповедания рекомендовало принять новый предмет и в церковно-приходских школах. Напутствовал потешных Священномученик Иоанн Восторгов.
Движение «Потешных» было уничтожено после революции 1917 года, но сама начальная военная подготовка осталась и сослужила хорошую службу уже в годы Великой Отечественной войны.
К.и.н. Алексей Поповкин.
П.С. Зная о нареканиях в адрес Луцкевича, появлявшихся в повременной печати, я счел нужным поместить эту статью, поскольку для меня высшее суждение о человеке - суждение ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА. А Св. Государь никогда не порицал Луцкевича, а только хвалил и поощрял. А.П.
Previous post
Up