"В 1860 году действия Осетинской комиссии обращены были преимущественно на жителей Сванетии, Самурзакани и южной Осетии... В Сванетии просвещено святым крещением 516 душ, а в Самурзакане 110 душ. В Сванетском селении Бечо учреждён приют с назначением ему содержания. В южной Осетии обращено в христианство 857 душ. В северной Осетии просвещено 164 души... Особенное внимание Осетинской (Духовной) комиссии было обращено на духовное воспитание горского юношества. В 1860 году в ведомстве комиссии состояло уездно-приходское училище... (С. 31)".
Извлечение из отчёта Обер-прокурора Святейшего Синода (графа А.П. Толстого) за 1860 год. СПБ. 1862.
Из этого документа мы узнаём, во-первых, о том, что термин "южная Осетия" был настолько твёрдо усвоен русской администрацией, что употреблялся без объяснений в официальных документах высшего (министерского) уровня. Во-вторых, Осетинская комиссия заботилась как о северных, так и о южных осетинах, не делая между ними различий (как, впрочем, и о сопредельных народах, которые сейчас политически связаны с Грузией). Российское правительство и Русская Православная Церковь были заинтересованы как в восстановлении Христианства в Южной Осетии, так и в развитии духовного и светского образования (эти две сферы, конечно, воспринимались как связанные неразрывно). Небольшой документ, приводимый в дни 10-летия агрессии Грузии против Южной Осетии, а также и против защищавших мир и порядок российских миротворцев, напоминает о том, почему (наряду с другими факторами) народ Южной Осетии исторически тяготел к России. И это тяготение получило оправдание и поддержку 10 лет назад, когда, благодаря подвигу Российской Армии, народ Южной Осетии был навсегда избавлен от смертельной опасности.