Протоиерей Иоанн Фёдорович Трухманов, многолетний настоятель Спасо-Преображенского собора Юзовки, родился в 1863 году, закончил Духовную семинарию, был рукоположен в священники в 1886 году.
http://donjetsk.com/retro/2717-yuzovskie-atributy-cerkvi-i-vokrug.htmlО. Иоанн был депутатом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, впоследствии подвергся преследованию со стороны атеистической власти:см. Реброва М.И. Изъятие церковных ценностей на территории современной Донецкой области// Вестник ПСТГУ. - II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 64-77.
О его деятельности накануне революции подробно рассказывалось на страницах "Екатеринославских Епархиальных ведомостей": "Недавно я был в местечке Юзовке, посетил братский дом, беседовал с братчиками. Дело там поставлено широко и хорошо. Началось в Юзовке с маленького: приютили одного калеку, подом дело разрослось, потекли и средства. выстроили здание в 67 000 рублей. В братском училище одних учителей теперь 24, отдельный законоучитель. Земство пришло на помощь. Братчики даже интеллигентные, приняли живое участие. Спасибо за всё это о. Иоанну Трухманову. Этой организацией, как примерной, можно бы и воспользоваться [для реформы прихода]... С Божией помощью, дело разовьётся".(Одинцов А., прот. О мероприятиях, подготовляющих введение в жизнь закона об устройстве православных приходов (со стенограммой заседания епархиального совета под председательством Еп. Агапита (Вишневского))//Екатеринослав. ЕВ. 1916. №13-14. Ч. Неоф. С. 253).
О жизненной позиции о. Иоанна в предреволюционный период мы можем узнать из статьи в "Богословском вестнике" за 1911 год, которую он посвятил набиравшему силу вопросу о противодействии Государственной думы развитию школы в православно-русском духе, это противодействие выражалось в принижении значения уроков Закона Божия и в урезании субсидий на церковно-приходские школы. Вопреки распространённому мнению, Церковь накануне 1917 года, к сожалению, не могла свободно влиять на умы молодого поколения, церковно-патриотическим силам мешали силы либерально-космополитические, которые хотели вовсе уничтожить церковно-приходскую школу и преподавание Закона Божия в государственных школах (что и удалось сделать в 1917-1918 гг., можно сказать, совместными усилиями Временного правительства и большевиков). В результате, от сознания новых поколений был отрезан огромный пласт культурного наследия, средством доступа к которому был церковно-славянский язык, и стало множиться число "Иванов, родства не помнящих".
О. Иоанн предчувствовал надвигающуюся беду и предупреждал о ней. Слова близкого к народу, вышедшего из народа донецкого батюшки весьма актуально звучат и сегодня. "Из залы Государственной думы, - пишет о. Иоанн, - под предлогом объединения школьного дела в одних руках, , в одном ведомстве, раздаётся всероссийский клич об отобрании у Церкви школьного дела и о передаче (церковно-приходских - А.П.) школ министерству народного просвещения. Может ли Церковь молчаливо допустить такое отстранение её от школьного дела, может ли она примириться с умалением тех её прав, которые возвещены ей заповедью Спасителя "научите вся языки". Церковь Христова не может быть равнодушной к тому, кем и как ведётся воспитание подрастающего поколения русского народа (прошу обратить внимание на эту характеристику родного о. Иоанну люда из Юзовки-Донецка!- А.П.)."... Далее о. Иоанн указывает на незаменимое нравственное значение "воспитывающей силы церковной школы". С благодарностью вспоминает о. Иоанн великого русского педагога, подвижника народной школы Сергея Александровича Рачинского (Трухманов И.Ф. , свящ. Тени прошлого и возможные перспективы будущего в судьбе церковно-приходских школ. //Богословский вестник. - 1911. - Т.1. №1. С. 183-191, 3-я пагинация).
Идея русской православно-христианской общины не подвластна ни временным, ни сословным, ни географическим границам. В учреждениях, подобных Братству в Юзовке-Донецке, участвовали и Великие Княгини (Св. Елисавета Феодоровна), и представительницы высшего света (графиня Блудова в Острожском Кирилло-Мефодиевском братстве), и крестьяне, и рабочие (Тихоно-Митрофановское братство в Воронеже). Есть такие примеры и ныне.
Ибо вечны слова Апостола: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:9-10). А для всех русских людей набатным звоном должны звучать эти слова, когда наши думы касаются Донбасса!
А.П.