Оригинал взят у
hirvikki в
Мысли о земских границах и внутригосударственном делении. Совершенно ясно, что РФ не является по методу своего возникновения федерацией некогда существовавших государств как Германия или Британия, или даже США. Она не вполне составляет федерации бывших центров частной экономической власти как Мексика или Аргентина. Процедура становления государственности РФ в 1990-1991 гг. не предполагала , как ни странно, волеизъявления народа её регионов. Ещё менее это можно сказать об РИ, государстве чья правопреемственность однако куда более прозрачна.
Внутренние границы РФ основываются на сталинском областном межевании 1935-1948 гг., уточнённом в более позднее время, в частности упразднением ряда районов и некоторых областей. Сталинские области как правило были территориально кратны имперским губерниям, хотя в сторону от центра границы могли очень существенно различаться. Областные и районные границы увековечены реформой местного самоуправления и федеральными актами, хотя с 1995 года имели место некоторые корректировки, как правило упразднение экономически недееспособных территориальных единиц. Экономические районы а позже и федеральные округа составляют макрообъединения областей, юридически оформляемые только в 2000 е годы, с частичный свертыванием свобод областных (и т.н.республиканских) администраций. В общем, установленные ещё в сталинское время границы экономических районов-макрорегионов увековечены в современной РФ в виде границ федеральных округов.
(Присоединение Крыма внесло в это уточнения, конечно.)
Возникли и упрочилось местные центры администрации. Выявились развитые и отсталые регионы и подрегионы. В связи с явными политическими сдвигами вокруг Внутренней России, приобрели особый динамизм развития некоторые приграничные и приморские подрегионы, однако явно не все. Псковщина допустим
не сильно профитирует от приграничного своего положения. (Впрочем, упадочным если не провальным государством, failed state, надо считать бывшую ЛатССР, рядом с ею не обогатишься.) .
Федерализм показал свои слабые и сильные стороны, на мой взгляд первых явно больше. В частности, сети автомобильных и отчасти железных дорог ориентированы в основном на областные центры и связи соседних районов соседних областей могут оказаться ослабленными, стоит проехать из Владимира в Ярославль что общественным, что личным транспортом, чтобы это понять. А ведь речь идёт о неплохо населённой территории, к тому же о туристических маршрутах Золотого Кольца ! Также можно постараться проехать из Сыктывкара в Архангельск... Расслабиться и получить удовольствие не выйдет, так что это хуже изнасилования.
К сожалению, административному ресурсу в нашем несчастном Отечестве сложно противостоять, немало бизнесов имеют, так сказать, прописку при областной и районной власти. Вероятно, одним из решений был бы принудительный перенос областных столиц в малоразвитые райцентры, например администрации Псковской области оказаться в депрессивном Гдове, а еще лучше переселиться в Плюссу, администрации Новгородской переехать в Марёво, администрации Ярославской допустим в Любим . Переехать должны были бы прежде всего сами губернаторы и областные собрания, и только затем областные ведомства, ... понятно, дорожная сеть на местах почти автоматически улучшится, как и линии связи, в каждой такой резиденции появится достойный интернет, по паре местночтимых эмпайрстейтбилдингов и вулвортов, по паре банковских особняков и по набору пристойных станционных зданий , вот для автобусов и ж-д. Не говоря о подтягивании туда просто дорог областного, а то и выше, значения. Более того, соседние районы тоже получат импульс к своему развитию, а неблагоприятные политическое явления на местах (скажем, гдовский сепаратизм, с целью присоединиться к другой области, побогаче Псковщины) будут подавлены. Да, старые областные центры испытают при этом своего рода депрессию, но ведь из них схлынет именно тот и такой капитал, включая населения, который прямо обслуживает власть и возможно является самым коррумпированным? А то что останется , то и будет общественным мнением?
Естественно, как и остальные политические проекты высокого класса, данный проект исходит из возможности политической воли, общероссийского уровня. Как ни странно, ничего несбыточного в проекте нет, поскольку случаи переноса региональной столицы уже имелись в новейшей российской истории, укажем случай Ингушетии.
Наш замысел совсем не отрицает возможной ревизии и межрайонных (межуездных) границ и состава отдельных районов либо уездов, в конце концов существующие границы отражают те реалии, какие существовали лет 50-80 назад , и едва ли должны быть вечными, в той же Псковской области проводится территориальная реформа призванная упорядочить её деление и в частности упразднить совсем уже нежизнеспособные сельские округи, волости, надвигается и реформа районного деления.
Естественно, предстоит по новому осмыслить статус станиц, сел, деревень, хуторов, посёлков, слобод и городов, в соответствии как с историческим статусом , исторически каменная крепость означала город, а каменная церковь как минимум село, так и с экономическими реалиями (та же Плюсса пока что только слободка). Ведь довольно обидно воспринимать как село нашу древнюю столицу Старую Ладогу с ее древней крепостью и монастырями из камня , не так ли? А коммунисты низвели ее в село. Волхов как город мог бы включить её в свой состав, но можно и наоборот включить в её состав город Волхов и нынешний посёлок Новая Ладога, от той до станции Волхов всего не свыше 40 км., со Старой Ладогой посередине. Ещё туда примыкающее Пупышево добавить...
Современная техника позволяет управлять территориально распределёнными структурами из относительно компактных узлов связи по относительно немногочисленным каналам. (Масса коммерческих фирм находится как раз в небольших и мало с кем еще связанных городах, скажем главный офис корпорации УКК находится в уездном городке Тояма .) Это позволяет высвободить значительные объёмы даже не рабочих рук, хотя и их тоже, а дорогостоящих недвижимостей. Высвобождение зданий в крупных городах для коммерческих нужд - одно из приобретений , даваемых такой парадоксальной реформой. Повышение мобильности чиновников и политиков - ещё один выигрыш.
Систему важнейших городов с центрами общегосударственной власти могли бы дополнить резиденц-города, притом резиденции власти как политической, так и экономической .Совершенно ясно, что при нынешних реалиях морской коммерческий флот России не обязан управляться именно и только из Москвы. Приватизированные пароходства должны управляться из своих опорных гаваней, если не из оптимально выбранных промежуточных стоянок. Государственное ведомство лесов также не обязано находиться в Москве, как и руководство крупнейших лесных бизнесов. Резиденции, резиденц-города, общерусской политической власти также могли бы находиться в исторических пунктах, подкреплённые фондом правительственных дач. В частности, такая дача совершенно необходима в Крыму (Форос?), ещё одна в Приморье например во Владивостокской Крепости, ещё одна на берегах Байкала. А вот как раз под Москвой подобных резиденц-городов быть не должно, там и так земельный голод. Да и вообще надо быть со всей страной!
Будучи фюрером общерусской державы, я обратил бы сугубое внимание на всенародное попечение о памятниках нашей деловой архитектуры, включая сюда старинные заводы, поместья, порты и крепости. Даже привлечение к благоустройству этих объектов заключённых составит для них достойный предмет исправительного труда. Что уж говорить о гражданских добровольцах-идеалистах! Естественно, использование восстановленных объектов должно быть прежде всего коммерческим, но и с обязательством показа их публике, в сколько-нибудь приемлемом режиме. Представьте себе , в качестве части воспитания Вашего ребёнка, экскурсию в несколько исторических крепостей, поместий и фабрик, обстоятельно же как! Кстати, во многих приличных странах (укажу на Японию) подобные экскурсии в соседний регион это требование образовательного ведомства.
Градообразующими предприятиями, помимо производств фабрично-заводских и грузотранспортных, являются ещё и учебные заведения. Ряд таковых (те же сельхозинституты) можно и нужно переносить подальше от городской суеты в кампусы. Даже временное расквартирование персонала вне городов может обходиться не столь дорого, не говоря про учебные корпуса и общежития студентов. В развитых странах немало вузов из городов давно вынесены , у нас практика найма жилья постепенно делает то же самое возможным.
Современную РФ принципиально отличает от многих развитых стран своего рода прискорбная слабость негосударственных организаций. Облегчённый порядок их создания, регистрации и ведения в отдельных пунктах особой юрисдикции мог бы решить часть возникающих в связи с этим проблем. А то ведь дело доходит до того, что виртуальную научную конференцию становится проще произвести на Украине, с которой идеть холодная война ! Особый территориальный статус потребуется для земель где будет облегчен допустим режим оборота наркосодержащих лекарств или устройство азартных игр. Часть выгод от этого должны получать губернские власти.