Оригинал взят у
russobalt_k в
postТексты от СиПа для учебников истории. Дельно. И, кстати, сопутствующее замечание об используемом в летописях языке очень важно.
Русская Слобожанщина: как Путивль, Харьков и Сумы стали украинскими.
Кратковременный русский триумф - русское знамя над Харьковской ОГА
Дальше мы с опорой на исторические источники покажем, почему Харьков, Сумы и прочие города так называемой Слободской Украины - наши, русские. Украинцы не имеют никакого права удерживать эти земли.
Начать придется издалека. Зимой 1236-1237 года с востока пришли татары, неся с собой иго. Орды хана Батыя за 3 года захватили почти всю Русь, сожгли десятки городов, истребили и угнали в рабство множество людей. Раздробленная Русь не смогла сдержать натиск завоевателей и была вынуждена смириться с игом.
Не теряли времени и западные соседи Руси - Польша и Литва, почуяв слабость, начали активную экспансию на наших западных рубежах. Гнет орды был тяжел. Полтора с лишним века все силы русских князей уходили на борьбу с восточной угрозой - на польских и литовских захватчиков с Запада сил уже не оставалось, и постепенно они завоевывали все новые земли.
Например, белорусские самостийники любят повторять, что Смоленск - тоже Белоруссия, и что он-де входил в Великое княжество Литовское. Да, входил. А вот как именно он оказался в его составе, можно узнать из Московского летописного свода XV века:
Московский летописный свод конца XV века
Итак, в 1404 году литовским войском после продолжительной осады был взят Смоленск. Москва тогда не смогла противостоять находившейся на вершине могущества Литве. Смоленск, конечно, стал литовским - но далеко не добровольно.
Однако игу не суждено было продолжаться вечно. Московские князья из династии Рюриковичей постепенно наращивали силы, сокрушая своих противников. После падения Большой Орды настал черед рассчитаться с Литвой. В 1500 году великий князь Иван III начал войну с Великим княжеством Литовским - и это была освободительная война за возвращение русских земель.
Кстати, уже тогда большая часть литовского войска состояла из таких же русских людей - печальная традиция донбасской войны, где сейчас русские по временам воюют с русскими на вражеской службе, началась не вчера.
Западнорусская летопись повествует:
Летописи белорусско-литовские. Летопись Рачинского
Здесь любопытен еще и сам язык летописца. Современный человек может понять его безо всякой дополнительной подготовки. Русский Московской летописи и русский литовской летописи отличаются только деталями - какую бы замысловатую древнеукраинскую фэнтези-мифологию ни сооружали самостийники, этот простой факт изменить невозможно.
ДАЛЕЕ (на СиПе)