Кто такие правые? Пост 5. (Примечания)

Apr 06, 2016 09:50


23. Новые правые - термин, который употребляется для обозначения ряда политических течений и партий правого толка. Часто обозначение «новые правые» относится к совокупности праворадикальных социально-философских течений, возникших в ряде стран Запада в 1970-е гг. в качестве реакции на теории неомарксистов и «новых левых». В частности, политическое движение Nouvelle Droite возникшее в 1969 г. во Франции, заявившее о своей приверженности правым («консервативным») ценностям, ядром которого стала группа по изучению европейской цивилизации (ГРЕСЕ), заметными участниками которой были Ален де Бенуа и Доминик Веннер.

24. Чтобы в общих чертах разобраться, кто есть кто, см. например: Дугин А. Консервативная революция. Третий путь. (из книги «Консервативная революция», 1994). http://www.anticompromat.org/dugin/3put.html .

25. См.: Guillaume Faye. Why we fight. Manifesto of the European Resistance. - ARKTOS, 2011. pp. 79-80.

26. Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. (Л.Н. Гумилёв). Подробнее см.: Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: АСТ, 2010. или в эл. библиотеках.

27. Варны - (санскр. - букв. - качество, цвет), 4 основных сословия в Др. Индии. Господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и бесправными были т. н. вневарновые. (Большой Энциклопедический словарь. 2000).

28. РаХоВа - от англ.: racial holy war - расовая священная война.

29. «Заговор равных» - термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения движения «Во имя равенства» во Франции 1796 (в период термидорианской реакции), которым руководила «тайная повстанческая директория» во главе с Г. Бабёфом. (Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.)

30. Бешеные - прозвище, данное представителям наиболее левого политического течения Великой французской революции, идеологам городского плебейства (Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле и др.). «Б.» весной - осенью 1793 вместе с другими народными агитаторами, руководителями парижских секций, заняли авангардные позиции в движении за введение революционного террора и вмешательство революционного государства в социально-экономические отношения в интересах народных масс, добиваясь прежде всего пресечения спекуляции и обеспечения городских низов хлебом и другими предметами первой необходимости. «Б.» активно участвовали в организации восстания 31 мая - 2 июня 1793, которое покончило с господством жирондистов (См. Жирондисты). Приход к власти якобинцев (См. Якобинцы) не удовлетворил «Б.», требовавших принятия немедленных мер для улучшения положения низов. «Б.» подвергли резкой критике якобинскую конституцию 1793, настаивая на включении в неё статей, ограничивающих частную собственность, статей, карающих смертью за спекуляцию. «Свобода - пустой призрак, когда один класс людей может безнаказанно угнетать и морить голодом другой», - говорил Ру, подчёркивая неудовлетворённость масс завоеванием лишь политической демократии. Выступление парижских низов 4-5 сентября 1793, в подготовке которого определённую роль сыграла пропаганда Ру, Леклерка и др. народных агитаторов, привело к удовлетворению основных требований народных масс (установлению твёрдых цен на предметы первой необходимости и введению революционного террора), что заложило основу революционно-демократической диктатуры. Буржуазная ограниченность якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура) привела к разрыву союза «Б.» с якобинцами и борьбе между ними. Не представляя организационно оформленной группы, «Б.» не смогли противостоять якобинцам, разгромившим их осенью 1793. «Б.» принадлежит большая заслуга в утверждении плебейских методов борьбы, с которыми вошла в историю якобинская диктатура. Антибуржуазные элементы во взглядах и деятельности «Б.» сыграли известную роль в формировании пролетарской идеологии.  Лит.: Захер Я. М., Движение «бешеных», М., 1961; Собуль А., Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры, пер. с франц., М., 1966; Сытин С. Л., Борьба плебейских масс Парижа... в июле - сент. 1793, «Уч. зап. Ульяновского пединститута», 1956, в. 8; Markov W., Die Freiheiten des Priesters Roux, В., 1967; Rose R. В., The Enragés: socialists of the French revolution?, Carlton, 1965. А. В. Гордон. (Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.)
31. См. напр. К. Маркс. Манифест коммунистической партии. Раздел III. Социалистическая и коммунистическая литература.

32. Подробнее о теории М.А. Энгельгардта под псевдонимом Ив. Павлов см.: Павлов Ив. Очистка человечества. - М.: книгоиздательство «Возрождение», 1907. - С.8-10. https://sites.google.com/site/ochistkachelovechestva/home/01

33. Зеркало Майя, путь Левой Руки, путь Правой Руки: см. об этом - Геккертон Ч.У. Тайные общества всех времён и всех стран: Сборник исторических материалов. - М.: «Терра», 1995. - 400с. (Тайны истории); Серрано М. Золотая цепь./перевод с нем. - Тамбов: Общество «Белые традиции», 2007. - 320с.

34. «Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма и потому капитал, овладев (через Пальчинских, Черновых, Церетели и К°) этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти». (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - Т. 33. - М.: Издательство политической литературы, 1974. - С.14.).

35. Либертарианцы в США считают Ф.Д. Рузвельта - социалистом. Подробнее об этом см.: Др. Рекс Карри (Dr. Rex Curry). Нацизм: сделано в США. http://rexcurry.net/bookchapter1a1h.html . (на русском языке можно найти через поисковики). На сайте этого автора много информации на эту тему. Либертарианцы отрицают любые проявления социализма и являются сторонниками крайнего либерального индивидуализма.

36. «Социализм - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не есть система милосердия, гуманизма, мира и заботы, а есть система воли к власти. Все остальное самообман». (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Всемирно-исторические перспективы. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - С.540.). Также см. его «Пруссачество и социализм».

37. «Является ли возникновение социалистических государств исключительной особенностью нашего века, или же это событие имело прецеденты? Вряд ли здесь возможны два ответа: много веков и даже тысячелетий тому назад существовали общества, которые гораздо более полно и последовательно осуществили те социалистические тенденции, которые мы можем наблюдать в современных государствах. Приведем только два примера.

а) Месопотамия в XXII-XXI вв. до Р. X. Месопотамия была одним из тех очагов, где в IV тысячелетии до Р.Х. зародились первые известные историкам государства. Они сложились на базе хозяйств отдельных храмов, вокруг которых собирались значительные массы крестьян и ремесленников, и где возникло основанное на ирригации интенсивное сельское хозяйство.<…> основой экономики остаются храмовые хозяйства, однако они полностью теряют свою независимость и превращаются в ячейки единого государственного хозяйства. Их управляющие назначаются царем, они представляют в столицу подробную отчетность, контролируются царскими ревизорами. Группы рабочих часто перебрасываются из одного хозяйства в другое./Рабочие, занятые в сельском хозяйстве, мужчины, женщины и дети были разделены на партии, возглавляемые надзирателями. <...>/Другие группы жителей получали урожай с выделенных им участков. Так, существовали поля отдельных лиц, поля ремесленников, поля пастухов. Но обрабатывались эти поля теми же рабочими, что и государственные земли, и руководили работой государственные чиновники./ В городах существовали государственные ремесленные мастерские, особенно крупные - в столице Уpe. Рабочие получали от государства орудия, сырье и полуфабрикаты. Продукция мастерских поступала на государственные склады. Ремесленники, как и сельскохозяйственные рабочие, были разделены на партии, возглавляемые надзирателями. Довольствие они получали по спискам с государственных складов.<…> / б) Империя инков…» (Шафаревич И.И. Социализм, как явление мировой истории. Статья-резюме книги.)

38. Третий Рейх - неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года. Понятие «Третий рейх», которое изначально носило мистический характер («Третье царство») и употреблялось в хилиастических ересях и радикальных протестантских доктринах конца Средневековья - начала Нового Времени, в политическом смысле ввёл придерживавшийся националистических взглядов немецкий писатель и переводчик Артур Мёллер ван ден Брук, который назвал так свою книгу, выпущенную в 1923 году. Согласно Мёллеру ван ден Бруку, первым рейхом была Священная Римская империя германской нации (962-1806). Вторым рейхом - Германская империя, провозглашённая в 1871 году и ликвидированная в 1918 году. Третий рейх - идеальное пангерманское государство, которое должно прийти на смену слабой Веймарской республике. В дальнейшем данный термин использовался чаще всего в пропагандистских целях.

39. «Сесил Родс считал себя последователем одного из идеологов Британской империи премьер-министра Бенджамина Дизраэли, который утверждал, что главное условие выживания Британии - ее безграничная колониальная экспансия. В «Символе веры» Родс пошел дальше своего кумира. Миром, по мнению Родса, должны править не монархи, правительства и парламенты, а тайная транснациональная организация крупнейших промышленников, финансистов и политиков. Под ее руководством и на деньги, получаемые от продажи алмазов, должны быть куплены, аннексированы или силой завоеваны страны «дикого мира». (Цветков С. Личная империя Сесила Родса). http://zaist.ru/news/aziya_i_afrika/lichnaya_imperiya_sesila_rodsa/

40. См.: Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Январь - август 1877 года. - М.: Издательство «Наука», 1983. Глава третья.

41. См. также: Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» / Пер. с нем. М. Некрасова - СПб.: Академический проект, 2003 - 400 с.

42. Аненербе (нем. Ahnenerbe - «Наследие предков», полное название - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») - организация, существовавшая в Германии в 1935-1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха.

43. Вотанизм - философское и религиозное течение, сформировавшееся в начале 30-х годов XX века в Веймарской республике. Вместе с тем, истоки вотанизма можно отнести к временам Германского возрождения в XIX веке, когда возрождается германо-скандинавская мифология и ценности. Среди авторов, оказавших влияние на идеи вотанизма, называют Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, А. Лангтаснера, Г. фон Листа, К. Г. Юнга и др.

44. Крылатая фраза из сатир М.Е. Салтыкова-Щедрина, означавшая характер российского либерала тех лет.

45. См.: Макиндер Дж. Х. Географическая ось истории.//Классика геополитики, ХХ век. Сборник. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С.7-33.

46. «Консервативная революция» (нем. Konservative Revolution) - немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в период, последовавший за окончанием Первой мировой войны, в эпоху Веймарской республики. Термин «Консервативная революция» использован в 1950 году швейцарским, немецким историком и политиком Армином Мёлером вслед за Фридрихом Энгельсом. Энгельс писал в 1848 году в связи с польским восстанием в ноябре 1830: «Восстание 1830 года не было ни национальной […], ни социальной или политической революцией, оно не изменило внутреннее положение людей. Это была консервативная революция». Наиболее известные представители консервативно-революционного движения: Эдгар Юлиус Юнг, Артур Мёллер ван ден Брук, Эрнст Юнгер, Штефан Георге, Карл Шмитт, Отмар Шпанн, Освальд Шпенглер. См. также например: Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии. К истории возникновения понятия и его ранние интерпретации.// Исторические записки. Научные труды исторического факультета. Выпуск 2. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. С.121-127.

47. «Мы уже давно маршируем по направлению к магическому нулевому пункту, переступить через который сможет лишь тот, кто обладает другими, невидимыми источниками силы» (Эрнст Юнгер).

48. См.: Гумилёв Л. Этногенез и биосфера Земли. /Л.Н. Гумилёв - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560с.

Богдан Заднепровский, 2016 ©

правые

Previous post Next post
Up