Символический подтекст фильма "Амели"

Aug 05, 2024 23:04


Решил пересмотреть фильм «Амели», аналитическим взглядом. С первых кадров диагностировал, что это шедевр киноискусства всех времён. И в нём скрыт какой-то очень сложный подтекст, многомерный. Захотелось его разгадать. Пока что секрет не ясен. Надо почитать материалы.




НАГРАДЫ

«Амели» (фр. Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain, с фр. - «Невероятная судьба Амели Пулен») - французская романтическая комедия 2001 года режиссёра Жан-Пьера Жёне. В российском прокате называлась по имени главной героини - «Амели» (в некоторых переводах также - «Амели с Монмартра»).

Фильм занял второе место в списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке», составленном в 2010 году журналом Empire[4].

Награда Оскар (2002):

лучший фильм на иностранном языке (номинация);

лучшая операторская работа - Брюно Дельбоннель (номинация);

лучший оригинальный сценарий - Жан-Пьер Жёне, Гийом Лоран (номинация);

лучший звук - Венсан Арнарди и др. (номинация);

лучшая работа художника / декоратора - Алин Бонетто, Мари-Лор Валла (номинация);

Другие награды: BAFTA (2002);

Две премии Британской киноакадемии;

Четыре премии «Сезар».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Амели

В период с 2001 по 2010 год Амели была номинирована 133 раза в различных категориях и выиграла 59 наград.

https://fr.wikipedia.org/wiki/Le_Fabuleux_Destin_d%27Amélie_Poulain

*Как вижу, не только я счёл, что этот фильм - шедевр.

КУЛЬТОВЫЙ ФИЛЬМ

Фильм культовый. Главная героиня фильма, Амели Пулен, во Франции и во многих других странах (например, в Японии) стала объектом поклонения - как и всё, что с ней связано. Родители стали называть именем Амели своих новорождённых девочек. В Париже стали выпекать новые булочки, названные в честь Амели. Кафе «Две мельницы», реально существующее на Монмартре по адресу улица Лепик, 15, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью. Сильный рост цен на квартиры на Монмартре после 2001 года также в значительной степени связывают с популярностью фильма «Амели»[5]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Амели

РАЗГАДКА

Разгадку подтекста даёт самая первая строка материалов - оригинальное название: «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain». Русские его сократили до «Амели». Оно слишком длинное для афиши, неудачное для маркетинга и рекламы. Но режиссёр настоял, значит, там - ключ. В идеале все эти слова надо проработать на ассоциации.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

У фильма есть внешний план, который получил объяснение в интервью, в критике и аналитике. Есть добротная легенда, чем вдохновлялись создатели фильма, как делали образы. Но это не слишком интересно. Это басни для массовой публики.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Амели#История_создания

Фильм основан на коллекции анекдотов и зарисовок из жизни, которые собирал Жёне. Но нам важно найти общий подтекст, концептуальный и символический. В этом фильме, очевидно, есть множество аллюзий на произведения киноискусства и других искусств. И есть главный символический подтекст.

НЕПРАВДОПОДОБНОСТЬ СКАЗКИ

Фабула «Амели» крайне неправдоподобна. Диагноз «порок сердца» ставит не мнительный отец, а районный врач-педиатр, а затем целая комиссия. Медик, даже военный, вполне способен отличить у ребёнка порок сердца от невротической тахикардии - и по звуку, и по другим симптомам. Девочка в маленьком селении не способна прожить до 20 лет, и не общаться ни с кем, не иметь друзей детства. Она не может уклоняться от посещения школы и поликлиники, это противозаконно. Рыба такого вида в маленьком круглом аквариуме не может быть преданным питомцем. Юная красавица в кафе не может остаться без внимания кавалеров.

В общем, в этом фильме много подобного абсурда, или лучше сказать, признаков сказки. Амели подозрительно чётко удаются все комбинации, даже необычайно сложные. Ей везёт, все сценарии, которые она придумала, сбываются. Такое бывает только в сказке. А значит, это сказочный персонаж, аллегорическая героиня, кодирующая некие культурные ценности, важные для автора фильма. Это вовсе не противоречивая фабула про парижскую жизнь, нет, это символическая сказка, это представление комедии дель арте, это аллегорическое фабльо, разыгрываемое в уличном театре. Только всё происходит в современных мизансценах.

ФАБЛЬО ПРО СИНЕМА

Название «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» заставляет вспомнить сборники фабльо, начинавшиеся похожим словом «Fabliaux».

Пишут, что фаблио, фабльо (от лат. fabula «басня; рассказ») - один из жанров французской городской литературы XII - начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей, поэтому грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением. Насчитывают 140-150 сюжетов, причем из них лишь приблизительно шесть десятков названы «фаблио» самими авторами. Все они написаны в эпоху между 1159 и 1340 годами, преимущественно в северных провинциях. Часть фаблио посвящена описанию остроумных проделок, плутовских уловок. В фаблио присутствует один постоянный элемент, по-видимому, воспринимавшийся как её неотъемлемое свойство: поучение, «мораль».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаблио

https://fr.wikipedia.org/wiki/Fabliau

Также название «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» заставляет вспомнить, что «Poulain» означает жеребёнок, маленькая лошадка. А «poulet» (poule) - означает «курочка, цыпочка».

ГИПОТЕЗА

Жан-Пьер Жёне - экстравагантный режиссёр, изысканный сценарист, человек искусства, мэтр кинематографа. Его высшей ценностью является само киноискусство. Предположим, он захотел воздать почести кинематографу, в котором сумел реализоваться. Предположим, режиссёр захотел сделать фабльо, в котором главная героиня - девушка Синема, аллегория кинематографа. И по фамилии она как бы рабочая лошадка, которая вывозит всю большую команду кинопроизводства. Пока фильм не вышел на экраны, Синема - ещё жеребёнок.  Но со временем жеребёнок может стать мощной лошадью. И фильм «Амели» действительно вывез десятки наград и всяких достоинств. А внутри сюжета Амели Пулен - как пулярка, курочка-несушка, которая кормит всех персонажей - тем, что является центром повествования, притягивает всеобщее внимание. И курочка может вдруг снести золотое яйцо. Действительно, фильм «Амели» собрал большую кассу, на порядок больше затрат.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ФАБЛЬО

Итак, появилась недурная версия: девушка Амели, это аллегория мира Синема, а фильм «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» - это фабльо про Синема, кто всех кормит и вывозит. Конкретизируем, детализируем воплощение этой версии.

Среди известных фабльо есть такие, которые коррелируют с сюжетными линиями в «Амели»:

  • «Du prestre ki abevete» («The priest who peeked») → сцена с художником подглядывающим за Амели;
  • «Le Chevalier qui fit les cons parler» («The Knight who made cunts speak») → сцена в кафе с воплями в туалете.

https://en.wikipedia.org/wiki/Fabliau

Амели Пулен - это любимые (aimé) Лэ и Фабльо, два старинных жанра литературы, которые было легко исполнять, инсценировать. Лэ - рифмованные истории про рыцарей и прекрасных дам. Пишут, что в чудесном мире романтических снов ле нет места живой индивидуальной характеристике; перед нами встают туманные облики прекрасных дам и бесстрашных рыцарей. Это - всегда один и тот же шаблон куртуазной поэзии: «…стройное тело, длинные руки, стройные кисти рук и стройные длинные и полные пальцы…» («Элидюк»).

https://fr.wikipedia.org/wiki/Lai_(poésie)

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

Закадровый голос нарратора даёт забавные, но странные, излишне детальные справки о персонажах. → Так ведёт себя сценарист, поясняющий всё для режиссёра и продюсера. Это его пояснение к сценарию.

«Стеклянный человек» (Raymond Dufayel), художник с часами на экране. → Это художник кино и мультипликации. Он должен постоянно учитывать хронометраж, экранное время. Он трудится в полутёмной мастерской, где светится только экран. Он делает одну картину в год.

Сюзанна (Suzanne), владелица Кафе 2 Мельницы. → Это художник, вдохновивший ранних кинематографистов, Поль Сезанн. Пытался примирить классику и современность. Сезанн начинал как импрессионист. Импрессионисты делали изображение мазками чистой краски, а кинематографисты - зерном на плёнке.

Люсьен, однорукий помощник зеленщика (Lucien), глуповатый и медлительный, но добрый и деятельный. Его упрекают по поводу времени. → Это хлопушка ассистента режиссёра, которая отсчитывает дубли. На ней пишут хронометраж.

Зеленщик (Collignon), неприятный человек, которому Амели сделала, чтобы всё было тускло, мало и невкусно. → Это режиссёр. Он кормит всю ораву, потому что даёт им работу. Но орёт, оскорбляет, торопит - потому что план горит. Вдобавок, продюсеры, финансисты, прокатчики урезают ресурсы, подрезают ему крылья. Режиссёру становится все более тесно и мрачно. Искрят и перегорают приборы. Темнеет в глазах. Вставать приходится в 4 утра. Он сходит с ума.

Писатель (Hipolito), завсегдатай кафе, неудачник. →  Это сценарист. Он неудачник, потому что при производстве реального фильма большая часть сочинённого им текста и творческих идей отправляется в корзину. Хозяйка кафе спонсирует Иполито, покупая рукописи. А кинематограф «спонсируется» продажей попкорна в буфетах кинотеатров.

Ревнивец с диктофоном (Joseph), завсегдатай кафе. → Это звукач (звукооператор, звукорежиссёр, звуковой цех). Жозеф способен сделать мелодию даже из астматической тётки (Georgette), массируя её в туалете. Всё кафе начинает петь чашками и плюшками. Звукач тоже озвучивает фильм подручными средствами.

Чудак на мопеде (Nino Quincampoix). Роется под фотоавтоматами. Собирает обрывки фотографий. Вклеивает их в альбом. Подрабатывает в сексшопе, лепит наклейки. Пугает девушек на аттракционе. → Это ассистент по кастингу. Там приходится делать нечто подобное.

Загадочный человек в кедах, который спешит к фотоавтоматам, делает фотографии, затем рвёт и выкидывает их. В конце выясняется, что это техник, обслуживающий фотоавтоматы, который делает пробный кадр. → Это ассистент по кинопробам. Там надо делать, а затем выкидывать массу фотографий и отснятой плёнки. Всё надо порвать, иначе украдут идею.

Плачущая консьержка с письмами пропавшего мужа. → Это специалист по переписке, по связям с общественностью. И ещё кое-что. Амели утаскивает письма, делает копии, режет, делает коллаж. Так поступают и со сценарием. Старый сценарий, выброшенный при крахе киностудии, можно превратить в шедевр. Переписка вокруг культовых фильмов тоже может быть весьма ценной.

Слепой дедушка (Jean Darie), который сидит с граммофоном в метро. → Это сценарный план. Пока он не экранизирован, и пока не нарисованы эскизы, перед продюсером только слепой текст. Надо допросить сценариста и режиссёра. Они будут петь слащавые песни, как из патефона. Но текст надо исчеркать, потому что проект стоит денег. Трость - карандаш.

Продавщица газет в киоске. → Это аллегория дистрибуции и кассовых сборов фильма.

Доминик Бретодо (Dominique Bretodeau), который получил свою жестяную коробочку с сокровищами детства. →  Это реквизит старых фильмов. И сам фильм, плёнка в жестянке. Через сорок лет Доминик открывает коробочку и желает вернуться к дочери. Это символизирует, что какой-то режиссёр посмотрел старый фильм из жестяной коробки, и решил сделать ремейк. Кстати, сохранять старые целлулоидные ленты очень сложно. Некоторые находки и реставрации старых фильмов становятся сенсацией.

Отец Амели (Raphaël Poulain), любит отдирать старые обои. → У обывателя это довольно редкая возможность, но она очень часто бывает у художника-декоратора.

Мать Амели (Amandine Poulain), погибла при выходе из собора. Её прихлопнула самоубийца. → Так припечатывают старый, не подошедший вариант сценария - «в корзину».

Кафе «Две Мельницы». → Это первая киностудия в Гран-Кафе. Пишут, что именно во Франции родился кинематограф, когда 28 декабря 1895 года в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже [1] состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». Вероятно, «Две мельницы» - это первый кинозал и первая киностудия.  Трещащий киноаппарат с ручкой обтуратора можно сравнить с мельницей, с ручной мельницей для кофе. Такое кафе действительно есть в Париже, но в фильме оно служит аллегорией зарождения кинематографа как массового явления. При этом фотография и анимация изображения зародились гораздо раньше (как и Амели).



Гран-Кафе де Пари, первый киносалон, и кафе "Две мельницы" из фильма "Амели".

Амели Пулен. → Это кинопроект, включающий кинопроизводство и кинопрокат, то есть рабочая лошадка кинематографа, которая вывозит всю команду. Это целлулоид киноплёнки. Это курятник первых кинозалов с квохчущим пианино, со зрительским ржанием над жеребятиной на экране. Это всё, что связано с кинематографом. В самом фильме немало намёков на синема, где-то прямых, где-то косвенных. Так, Амели показалось, что она вызывает катастрофу, нажав на кнопку фотоаппарата. А в экранном искусстве есть такое явление «блокбастер» (blockbuster - авиабомба, уничтожающая квартал). Когда Амели и Нино встретятся, у них будет любовь. А если кинопроизводство и кастинг удачно объединятся, получится зрительская любовь.

Поскольку Амели - героиня центральная, заглавная, это сложный комплексный образ, система аллегорий и аллюзий, кодирующий множество прямых и скрытых смыслов. Но в нашей версии она - в основном концептуальном подтексте - кодирует Синема, киноискусство. Амели - это скрытая муза киноискусства, кинопроизводства. Данная версия позволяет глубже интерпретировать фильм, видеть там концептуальный подтекст, развивать и совершенствовать идею.



киноискусство

Previous post Next post
Up