Арифметика - слишком сложная область, чтобы применять её в риторике. В полемике редко встречаются расчётные аргументы, реальные расчёты или хотя бы списки проблем. Это не модно и трудно. Но бывают попытки. Вот пример: заметка в Дзене.
Почему только идиот поменяет ширину колеи?
https://dzen.ru/a/Zlf9nMt0QTA1VDy_ Аргументы автора:
- Надо полностью заменить сотни миллионов шпал.
- Надо заменять особые шпалы: кривые радиуса, контруголки мостов, стрелочные переводы.
- Надо менять и реконструировать весь подвижной состав. И как-то утилизировать старый.
- Надо менять сложные конструкции инфраструктуры: плиты, весы, переезды и др.
- Надо переписать всю нормативную документацию.
- Надо выбросить много исследований, связанных с колеёй 1520 мм.
Я бы добавил следующее.
- Менять рельсы гораздо хуже, чем заменять тележки вагонов. Это недвижимость, недаром она так названа.
- Надо урегулировать вопросы с собственниками, владельцами, арендаторами, руководителями, пользователями, общественностью и народом.
- Надо реконструировать депо, вокзалы, ж/д узлы, промышленные комбинаты, производственные комплексы, где просчитан и освоен каждый миллиметр площади.
- Колеи метро и трамваев соответствуют сети железных дорог. Перестраивать невозможно.
- Надо проводить крупномасштабные исследования, обследования, разработки, мероприятия контроля, чтобы система заработала без сбоев, безопасно.
- Надо укреплять и менять старые элементы полотна, мосты и др. инфраструктуру.
- Надо быть готовым к крупным авариям, неизбежным при перестройке всей системы.
- Надо менять национальное законодательство, нормативно-правовую базу, международные договоры с приграничными странами, перестраивать пункты таможни и погранконтроля.
- Надо проводить кадровую работу.
- Надо решать частные непредусмотренные проблемы, которых будет очень много.
- Всю документацию, распорядительные документы и вообще решения надо согласовывать во множестве структур на разных уровнях. Это неподъёмная работа.
- Надо изменять доктрину национальной безопасности, открывая дорогу для вторжения по железной дороге.
В общем, перечень проблем безграничный. И пока что его составил человек, который крайне далёк от железной дороги, и ездит куда-либо раз в столетие. А если проблему будет освещать железнодорожный менеджер, список будет гораздо серьёзнее. Вывод такой: если кто-то лезет с требованием изменить ширину колеи, и перешить всё «как в Европе», это политический агент.
Аналогичные сложности возникают при стремлении повысить скорость железных дорог, в частности, пригородных электричек в крупных городах. Они медлительны, и это проблема, но относиться к ней следует с пониманием. Мы ездим на такой технике, которая нам дана.
Учтём также исторические и нормативные аспекты. «Русская колея» на самом деле пришла как стандарт из Британии, и соответствует пяти футам. Она используется в некоторых железных дорогах США. Стандарт 1520 мм используется во многих странах; 1524 мм используется в ряде стран, но редко.
https://en.wikipedia.org/wiki/5_ft_and_1520_mm_gauge_railways https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_колея В США функционирует очень сложная и разнообразная система.
https://en.wikipedia.org/wiki/Track_gauge_in_the_United_States Список вариантов колеи огромен.
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_track_gauges