СКАЗКА - ЭТО ПРОМОУШЕН
В 1993 г. на химическом факультете МГУ была выставка, посвящённая Юстусу Либиху (1803-1873), в связи с круглой датой. Там говорилось, что сказка "Репка" появилась как отражение пропаганды минеральных удобрений, которую вёл Либих. Здесь неплохо бы проверить хронологию, но сама идея здравая: т.н. "народные сказки" сочинялись и распространялись, чтобы продвигать какие-то промышленные и коммерческие новшества.
Рассмотрим в данном ключе другой "исконный" сказочный образ - это ленивый Емеля, дурак на самоходной печи. Ознакомиться с текстами можно здесь. Были и экранизации.
https://oskazkax.ru/read/rusnarod/6884-pro_emelju-duraka.htmlhttps://ru.wikisource.org/wiki/Народные_русские_сказки_(Афанасьев)/По_щучьему_веленьюhttps://ru.wikipedia.org/wiki/По_щучьему_веленью ПАРОВЫЕ АТРИБУТЫ
Не вдаваясь в литературоведческие аспекты, рассмотрим сразу версию, что сказка про самодвижущуюся печь - это аллегория продвижения паровой машины.
Согласно позднему варианту сюжета Емеля поймал волшебную щуку в проруби и получил от неё магическую силу, а точнее, заклинание: «По щучьему веленью, по моему хотенью». - Обратим внимание, что это заклинание шипит, как паровая машина. Щука в проруби (позднее кадка в колодце) похожа на поршень. Вода - гидравлическая сила. Щука кусачая - шипение пара жгучего. Большая прорубь нужна была, чтобы брать воду для паровой машины.
Емеля использует приобретённый дар в бытовых целях - заставляет вёдра с водой идти домой, топор - сам рубить дрова, дубинку - колотить недругов. - А мы знаем, что примерно так луддиты высмеивали проекты сторонников паровой машины, и вообще машинерии. Применение машин расценивалось как возмутительная леность. У Емельяна дурачка парадоксально сочетаются лень и деятельность, дурость и смекалка. Но это не потому что таков архетип плутовской сказки. Имелся конкретный прототип.
САМОДВИЖУЩАЯСЯ ПЕЧКА
Один из самых ярких эпизодов сказки - езда на печи. Указано, что Емеля безжалостно давит людей. - А мы знаем, что первые паровые машины на колёсах действительно производили впечатление самодвижущейся печки: огромная конструкция, топка, котёл, труба, дым. Сбегались зеваки, попадали под колёса. Где-то проломили стену. Где-то взбесилась лошадь. Были всякие инциденты.
В сборнике сказок Тимофеева постоянно фигурируют цари, короли. А мы знаем, что двигателями интересовалась королевская власть, особенно в военном плане. В сказке Царь замуровывает Емелю вместе с Марьей-царевной в бочке и бросает в море. И это похоже на пароход. Первые паровые буксиры имели огромные колёса, казавшиеся бочкой.
ОПУБЛИКОВАНИЕ
Чтобы проверить данную версию, выясним хронологию. Первая русская публикация - «Сказка о Емеле-дурачке» в сборнике П. Тимофеева в 1787 году. В 1855-1863 годах три варианта сказки опубликовано в сборнике «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева под номерами 165-167.
https://ru.wikipedia.org/wiki/По_щучьему_веленью ИСТОРИЯ ПАРОВОЙ МАШИНЫ
Учтём лишь некоторые события до 1787 года. Здесь важно патентование. Впервые в 1606 г. патенты на 50 изобретений с паровым двигателем получил Херонимо де Айанс-и-Бомонт. Водяной насос на пару разработан в 1698 г. В 1720 г. разработаны поршневые машины. В 1764 г. Джеймс Уатт усовершенствовал работу путём конденсирования пара. В 1786 г. Эванс пытался запатентовать паровой автомобиль, в котором приводом служила паровая машина высокого давления, но получил отказ. Патент Уатта, мешавший другим создавать двигатели, истёк в 1800 г. Эванс к тому времени уже сделал ряд рабочих моделей.
https://en.wikipedia.org/wiki/Steam_engine В 1769 и 1771 гг. Николя-Жозеф Кюньо (Cugnot) построил «Пожарную машина для перевозки повозок и особенно артиллерии» (machine à feu pour le transport de wagons et surtout de l'artillerie) для использования французской армией. Говорят, что она могла тянуть до 4 тонн.
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_steam_road_vehicles В 1786 г. Вильям Симингтон (Уильям Саймингтон) построил паровую карету. Также банкир Патрик Миллер, экспериментируя с малыми судами, приводимыми в движение коленчатыми гребными колесами, мотивировал Саймингтона сделать патентованный паровой двигатель для прогулочного судна, построенного в 1785 г. 14 октября 1788 г. судно было успешно испытано на озере Далсуинтон.
https://en.wikipedia.org/wiki/William_Symington ЛУДДИТЫ ПРОТИВ
Это всё очень резонансные события. О них сообщали газеты (и сарафанное радио). Были выпущены открытки и рисунки с изображением патентованных паровых карет. Они действительно выглядели - как самодвижущаяся печка, только не русская печь, а металлическая печь (чем по сути и была топка). Луддиты и ретрограды, конечно, высмеивали и бранили новые машины на разные лады. Махины действительно описывались как гротескные, зловонные, неуклюжие чудовища. И основания для вражды были. В реальности паровые машины угрожали старым технологиям (например, транспортным), а также стратегическому военному сопернику. Поэтому надо предполагать прямой заказ на высмеивание.
ИВАН ПОЛЗУНОВ
В России первая действующая паровая машина была построена в 1766 г. по проекту Ивана Ползунова, предложенному им в 1763 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровая_машинаПроект был послан Екатерине II, и она наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени (до капитан-поручика). Президент Берг-коллегии И. А. Шлаттер при этом оценил проект словами: «за новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, так как предложил объединить новый двигатель с водяными колёсами в соответствии с британским опытом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ползунов,_Иван_Иванович Русский изобретатель имел чины гиттеншрейбер, унтершихтмейстер и механикус, однако не был немцем или зарубежным стажёром. Похоже, этот выходец из крестьян был человеком исключительного природного ума. Значит, нажил и врагов...
"Ползать" - не желать встать. Поскольку русского изобретателя звали Иван Ползунов, и он изобрёл "огненную машину", в каком-то варианте сказки на печи должен ездить ленивый Иван.
ОБ АВТОРЕ СКАЗКИ
Первоисточником можно считать сборник Тимофеева 1787 года. Он же и автор, написавший текст сказки по мотивам каких-то сообщений. Благодаря стараниям Национальной электронной библиотеки мы можем его изучить.
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003340024/ На первой странице написано посвящение: "Государю моему, Ярославскому купцу Артемию Ивановичу Господину Саратову. Всеусерднейшее приношение." Затем идёт рифмованное предисловие, адресованное тому же купцу, подписанное: "Ваш, Государя моего, покорный слуга Петр Тимофеев".
Отсюда можно сделать вывод, что Тимофеев - крепостной человек купца Артемия Саратова, и купец финансировал его обучение и путешествие с целью собрать занятные сказки. И что этот Артемий Иванович из Ярославля был человек незаурядный. Очевидно, на его средства было получено указное дозволение и напечатан сборник в типографии Пономарева.
Затем только идёт "Предуведомлѣнiе къ читателю". Оно выражает небрежное отношение автора к сборнику (хотя фактический труд этот был для него колоссальным). Поэтому приведу его целиком в оригинальной орфографии (где, кстати, практически не различаются твёрдый и мягкий знак).
Любезный читатель! Причина, побудившая меня собрать сiи сказки, есть слѣдующая: извѣстно, что много находится такихъ людей, которые, ложась спать, любятъ заниматься слушанiем или читаемыхъ какихъ либо важныхъ сочиненiй, или разсказыванiя былей и небылицъ, а без сего никакъ не могутъ уснуть. По чему я, желая услужить охотникамъ до вымышленныхъ вздоровъ, постарался собрать столько, сколько могъ упомнить, и сказать оныя в свѣтъ.
За излишнее почитаю напамятовать читателю, что бы таковыя рассказыванiя, мною издаваемыя, были хотя мало правдоподобны; но онѣ основаны на лжѣ, и выдуманы для препорожденiя скучнаго и празднаго времени; по пословицѣ, сказка ложь, а пѣсня быль.
Въ заключенiе же прошу тебя, любезный читатель, заниматься чтенiем сихъ сказокъ, естли ты охотникъ, а когда противной, то пожалуй оставь оныя и не брани меня.
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003340024/ Как видим, Тимофеев намеренно принижает ценность сборника и не выпячивает нравоучительное значение или философские шифры. В связи с этим можно оставить без внимания альтернативные толкования, имеющиеся в Сети: структуралистскую софистику сказкотерапевта, а также спекуляции, что Емеля-Дурак = Пугачёв. Они не соответствуют ни тексту первоисточника, ни пафосу.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ УЛИКИ
Пётр Тимофеев выпустил "Рускiя сказки" в московской Типографии Пономарёва в 1787 году - в тот период, когда обсуждались следующие события:
1764 - патентование Уаттом двигателя с конденсатором;
1766 - постройка машины Ползунова;
1771 - французская армия обзавелась двумя паровыми тягачами Кюньо;
1785 - идёт постройка Симингтоном Dalswinton Steamboat;
1786 - запущена карета William Symington's Steam Carriage.
Учтём важный момент: "Сказка о Емельянѣ Дурачкѣ" помещена в самый конец сборника "Рускiя сказки" (с. 312-345). Следовательно, Тимофеев добавил её в самый последний момент, когда была свежа сенсация о карете Симингтона, появились иллюстрации и рассказы о предыстории. Вероятно, Тимофеев услышал где-то свежие сообщения, отражающие британские события - в манере луддитского лубка. Или он сам сочинил таковой. Витиеватые предисловия не дают точного представления об источниках.
ЕМЕЛЬЯН И ВИЛЬЯМ
Теперь можно выяснить конкретный прототип Емельяна. Это переделанное для русской сказки имя Симингтона: Вилья́м -> Емелья́н. А сказка - отображение гротескных рассказов о его возмутительных изобретениях: самодвижущейся карете и лодке с колёсным паровым двигателем.
Вероятно, где-то обыгрывали и сходство фамилии Symington и Simian (обезьяний - от лат. Simia "обезьяна" и σῖμος "плосконосый"). Слово "симия" знали люди с церковным образованием. И этот "обезьян" тоже мог способствовать выбору имени Емельян.
ВЫВОД
Вырисовывается уже не версия интерпретации сказки, а гипотеза - которая подтверждается событиями исторического контекста и текстовыми ассоциациями. Хронология совпадает идеально: в 1786 году Уильям Симингтон производит сенсационный пуск своей паровой кареты, а в 1787 году Тимофеев добавляет последнюю сказку про Емельяна и спешит напечатать свой сборник. Для полноты доказательства требуется найти газетные материалы, доступные в пределах Российской империи к началу 1787 года, а также дневниковые записи или эпистолы того периода, где отражались бы сведения о паровых машинах.