Критический разбор "критического разбора"

Dec 21, 2011 04:03

В кои-то веки попадется какая-нибудь редкая дореволюционная книга с серьезным разоблачительским исследованием по еврейской тематике, и обязательно в бочку с медом запихнут пару половников дегтя...

Вот, собственно, сабж: Кирасевский В.М. (Владимир Михайлович Карлович) "Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа". (1879).

Данный труд, в целом, оставляет очень хорошее впечатление - выделяется из литературы подобного рода своим спокойным академическим стилем изложения, приведением цитат из первоисточников с точным переводом, доброжелательным настроем к иудаистам - жертвам раввинского диктата - и, что весьма ценно, своей апологетической христианской позицией. Вобщем, весьма напоминает книгу нашего современника - Майкла Хоффмана "Judaism discovered (Разоблаченный иудаизм)".

Автор касается многих тем, которые кочуют из одной анти-талмудической книги в другую, в том числе и тех, которые в них вовсе не упоминаются, либо не занимают должного внимания. Например, для меня было открытием экстремистское содержание некоторых еврейских молитв, а также очень понравились доводы, доказывающие нелигитимность Синедриона и "Устной Торы" в целом.

Но самое главное - это последняя дюжина страниц, испортившая все впечатление от этой прекрасной книги. Она посвящена вопросу ритуальных убийств.

Это был явно острейший вопрос того времени -- мне известны, по крайней мере, две полемические книги, вышедшие в период 1879-1880 гг. - это ставшее ныне классическим pro-еврейское апологетическое произведение профессора Д.Хвольсона "О некоторых средневековых обвинениях против евреев" (2-е издание) и труд его оппонента князя Н.Голицына "Употребляют ли евреи христианскую кровь?". Не говорю уже и о втором издании "классики жанра" - двухтомника И.Лютостанского "Об употреблении евреями христианской крови для религионых целей".

Замечательным моментом в этом вопросе является то, что когда выкресты затрагивают тему ритуальных убийств, вся их академичность вдруг резко испаряется и начинается самый настоящий "гевалт" - "этого не может быть, потому что не может быть никогда!", "суеверия", "невежество", "происки врагов" (иезуитов, невежественных выкрестов), "наговоры уголовников и развратных женщин" и т.п. Короче - одно наглое запирательство и отрицание очевидных фактов.

Можно сказать, что это явные проявления практически неистребимого инстинкта еврейской солидарности, которая и не даёт иудею стать настоящим христианином. Суть данной проблемы хорошо выразил в 1913 г. прот.Тимофей Буткевич:



Можно было бы предполагать, что нам скажут правду те раввины и вообще интеллигентные евреи, которые перешли в христианство. Но и здесь нужно быть очень осторожным и осмотрительным. Не следует забывать, что принятие христианства у евреев часто бывает только тактическим маневром в борьбе с христианством. Не говорим о тех лицах, которые переменили свою веру не по убеждению, а по житейскому рас счету, ради своих личных выгод. Ведь талмуд (Иоре деа 157, 2) дозволяет еврею прикинуться христианином, или - что тоже - только выдавать себя за христианина, если того требуют интересы еврейства. Дaжe Хвольсон, заслуженный ординарный профессор еврейского языка и библейской археологии при С.-Петербургской духовной академии, как показал Н. И. Костомаров, не мог оставаться объективным ученым в своей брошюре: “Употребляют ли евреи христианскую кровь?” А его явно враждебное отношение к христианскому духовенству, которое будто бы, ради своих материальных выгод, поддерживает все “сплетни” о евреях, убеждает нас в том, что, в действительности, он и не переставал быть евреем.

Однако, несмотря на запирательства и истеричные крики еврейских апологетов, нельзя сказать, что их мнение имело, и имеет, до сих пор, какой-то вес в глазах общественности. Они и сами это признают. Потому что факты, подтверждающие пресловутый "кровавый навет", слишком вопиющи. А антихристианские, и вообще антигойские, выпады в раввинских книгах слишком откровенны и злобны, чтобы считать их свободными от подобных ритуалов.

Недавно вот появилась очередная книга, которая серьезно затрагивает данную тематику, причём исследует вопрос ритуальных убийств в иудаизме достаточно дотошно, и представляет очень убедительные доводы их существования: А.В.Леонов "Религиозное изуверство и симптомы нравственного помешательства в иудаизме. Синагога как преступное сообщество" (в трех томах). Можно даже, набравшись смелости, сказать, что это более развитый и продвинутый вариант моего собственного незаконченного пока исследования про "войну с эрев рав". Хотя, ясно, что автор вряд ли был знаком с моими изысканиями и проводил изучение вопроса самостоятельно.

Главное достоинство работы Леонова - подробное рассмотрение мистического учения иудаизма, в частности, книги Зогар - что, в вопросе о ритуальных убийствах, является главным источником. Похоже, что Кирасевский с этой стороной иудаизма был знаком слабо, иначе бы он не отрицал ритуальные убийства так уверенно...

Однако, как бы там ни было, главная проблема исследователей подобного рода (включая и меня) - незнание языка первоисточников. Современные переводы, конечно, помогают достаточно далеко продвинуться, но их неизбежные недостатки (искажающие, порою, суть) иногда полностью перечеркивают многие анти-иудейские исследования, лишая их основания, и выставляя исследователя в глупом виде.

В данном отношении аргументация Кирасевского выгодно отличается от нашей - он прекрасно знает язык, хорошо знаком с галахическими источниками, правда, в своём критическом разборе Талмуда он, все-таки, напирает даже не на Талмуд, а на комментарии к нему Рамбама, об актуальности которого сами иудеи спорят, но в целом это весьма полезный труд, более трезво оценивающий раввинистическое наследие, чем тот же Хвольсон.

Интересный вопрос, а имела ли хоть какое-то влияние подобная литература на евреев? Ясно, что предназначена она была, прежде всего, для привлечения иудеев в христианство, но на какие круги она была рассчитана? Вряд ли на раввинов.

В то время, насколько мне известно, было несколько крупных выкрестов-миссионеров, в частности, архимандрит Нафанаил (Кузнецкий) (1820-1887) и Александр Алексеев (Вульф Нахлас) (1820-1895). О первом известно, что он обратил в Православие около трех тысяч евреев, в том числе того же Алексеева. А второй, кстати, внук раввина, был знаменит своими литературными трудами. Ему удалось обратить в христианство сотни иудеев. Вероятнее всего это были, как и он сам, евреи-кантонисты. Но, насколько мне позволяет судить беглое знакомство с парой-тройкой его работ, подход его был недостаточно основательным, чтобы задеть раввинов. По крайней мере, по моим наблюдениям за дискуссиями в интернетах, аргументы в стиле Алексеева у них не проходят. Это и понятно - ведь Алексеев настаивал не столько на нелегитимности "Устного закона" и несуразностях Талмуда (который он даже своеобразно защищал), сколько на пророчествах Ветхого завета и их исполнении на Христе Иисусе. Однако, как показал тот же Кирасевский, изучение письменной Торы как таковой (пусть и вприкуску с Мишной и Гемарой) - это уровень только-только начинающих. Более продвинутые посвящают время изучения Торы исключительно на Талмуд, лишь изредка заглядывая в Писание.

С этой точки зрения книга Кирасевского очень полезна, для делигитимации "Устной Торы" и привлечения к христианству средних слоев иудейства, но для "высшего звена" явно требуется что-то посерьёзней. Возможно, то же самое, только с привлечением каббалистических источников... Не знаю пока.

Закончить свой разбор хотелось бы просьбой к читателям моего блога:

Уважаемые, если вам встречались в сети книги того времени, посвященные подобной тематике, очень прошу сообщить мне. Особенно же рад буду сопровождающими ссылки краткими отзывами об указанных вами книгах.

владимир карлович, талмуд, ритуальные убийства, книги, александр алексеев, еврейский вопрос

Previous post Next post
Up