Евреи в масонстве

Jul 19, 2010 00:08


Любопытная брошюра мне попалась. С интригующим названием: "Евреи в масонстве" (СПб., 1903). Автор -- известный еврейский историк Юлий Исидорович (Иуда Израилевич) Гессен (1871 - 1939), выступавший в начале прошлого века с публикациями, защищающими евреев от "кровавого навета" (обвинений в ритуальных убийствах).



Брошюра интересна тем, что в ней приводятся факты, ранее мне не встречавшиеся и напрямую связанные с главной темой моих исследований. Вообще я бы хотел даже распознать весь ее текст, "перевести" на современный лад и опубликовать. Может так и сделаю -- оно того стоит.




Хотя автор, в связи со своим происхождением, крайне пристрастен в отношении еврейства, всячески представляя его с положительной стороны, однако, в целом, он нарисовал не совсем благовидную картину: евреи, оказывается, вызвали нешуточную распрю в масонской среде своими настойчивыми попытками проникнуть в эти тайные общества. Часть масонов, из так называемых "иоанновых" лож, активно сопротивлялась еврейскому наплыву, несмотря на недвусмысленное заявление авторитетной для всех их масонской «Книги Уставов», о том, что допускается принимать в ложи всех, чья религия не противоречит "законам Ноя". Масоны, если кто не в курсе, официально стремились к объединению человечества на базе некой "единой религии", «в которой все люди согласны (предоставляя им, однако, иметь свои особые мнения)».

Автор вкратце приводит все ставшие ему известными и доступными факты и перепетии масонско-еврейских отношений. Приводит он также уникальные сведения. Например:

Слава английских лож привлекала к ним евреев и из других стран; так напр., в 1787 г. гамбургский негоциант Давид Мозес Герц был принят в третью степень лондонской ложи Caledonia, a еще ранее в одну из лож Англии вступил польско-русский еврей Барух Шик из Шклова, переселившийся около 1765 г. в Минск и ошибочно названный в нашем источнике Jakob Baruch Sclow in Minsk. Ученик Виленского гаона, Барух Шик занимает известное место в истории умственного развития евреев в России, как один из лучших представителей талмудической школы гаона. В 1777 г. Барух появляется в Берлине в обществе тамошних меценатов, приверженцев Мендельсона; тогда, вероятно, он и был посвящен в масонство, или несколько позже, в 1780 г., в бытность свою в Гааге.
Обращаю внимание, что здесь, возможно, представлен факт "заброса" в масонскую среду каббалистического проекта Виленского гаона по восстановлению Израиля. Евреи вообще многого добились на масонском поприще за счет каббалы. Описывая их деятельность в так называемом "ордене азиатских братьев", Гессен замечает:

Интереснее уяснить себе, чего искали евреи в этом ордене? <...> они поняли, что при всеобщем увлечении каббалистическими тайнами они сумеют посредством каббалы, держа ее тайны в своих руках, привлечь к ордену другие ложи и, вместе с тем, упрочить в ордене свое собственное положение. Это так и произошло: многие немецкие ложи примкнули к азиатскому братству в надежде найти здесь страстно искомые тайны.
Описывая французское масонство, как наиболее "прогрессивное" в деле "ожидовления", Гессен не обходит стороной и хорошо известного нам Мартинеса де Паскуалиса:

Некоторую роль во французском масонстве сыграл в свое время Мартинес де Паскуалис, по происхождению португальский еврей, принявший христианство «подобно гностикам первых веков». В 1754 г. он основал в Лионе мистическую секту Des elus Coëns <"Избранные когены" - моё прим.>, которая впоследствии довольно широко распространилась во Франции. Тайны Паскуалиса состояли, как говорят, из смеси гностицизма и иудаизма, сдобренной каббалой. Паскуалис не принадлежал к числу многочисленных в то время шарлатанов, отдававших свои тайны взамен золота; это был честный человек, искренне преданный своему мистическому учению; его ученики относились к нему с глубоким уважением, из них особенную известность получил Сен-Мартен.
О, я даже и не сомневаюсь в кристальной честности Паскуалиса. Он совершенно искренне доверял своему визионерскому опыту, и также как и все известные каббалисты был одержим бесами. Возможно, как и Мигуэль Кардозо, Паскуалис был "подключен" к "русскому духу" (об этом мы еще поговорим отдельно, надеюсь, в следующих постах).

С явным сожалением Гессен констатирует определенную отсталость в отношении еврейства России:

Что же касается России, то русское еврейство, судя по его культурному уровню, вряд ли могло выдвинуть из своей среды много масонов; лишь отдельные личности могли обнаружить стремление сблизиться в масонстве с русским обществом; <...> Впрочем, есть известие, что одна петербургская ложа приняла около 1797 г. в свою среду еврея.
Возможно, что здесь идет речь об эмиссаре р. Шнеура Залмана (Альтер ребе), автора "Тании", впервые опубликованной в 1796 году. Прибыл, так сказать, со свеженапечатанной книжкой.




Все это говорит в пользу гипотезы Котовского, что Пушкин мог познакомиться с главным программный документом Хабада, да и вообще с классикой хасидизма, через масонские ложи...

Вобщем, разгерметизация продолжается. Продолжение следует.

масонство, виленский гаон, книги, история евреев, александр пушкин, юлий гессен, мартинес де паскуалис, тания

Previous post Next post
Up