"Катынь" - месть саббатиан? -2

Apr 29, 2010 01:45


(продолжение)

Недавно премьер Владимир Путин на мероприятиях, посвященных памяти катынского расстрела, говорил о мести. Мести Сталина за проигранную войну с Польшей в 20-м. Потому что-де "никаких рациональных объяснений тому, зачем было совершено это преступление, нет". Действительно, кроме как местью за что-либо объяснить многие сталинские деяния иногда довольно тяжело.

Такие аргументы небеспочвенны. Характер диктатора был чрезвычайно мстительным, и эту особенность отмечали многие знавшие его люди.

Вот, например, что писал Александр Орлов (псевдоним чекиста Лейбы Лазаревича Фельдбина, майора ГУГБ, сбежавшего в 1938 году на Запад) в своей книге "Тайная история сталинских преступлений" (1953):


А. Орлов с дочерью Верой

...Многие критики этих, так называемых московских, процессов считали, что сталинское решение истребить старых большевиков объясняется его неутолимой жаждой мести этим людям. Мести за то, что они не соглашались с его политикой. За то, что настаивали на выполнении ленинского завещания, где предлагалось сместить Сталина с поста генерального секретаря ЦК партии.

Невольно приходила на ум сталинская концепция "сладости мщения", - он высказал её как будто в дружеской беседе с Каменевым и Дзержинским.

Дело было летним вечером 1923 года, задолго до всех этих процессов. "Выискать врага, - будто бы откровенничал Сталин, - отработать каждую деталь удара, насладиться неотвратимостью мщения - и затем пойти отдыхать... Что может быть слаще этого?.."

Конечно, нет ничего удивительного в том, что Сталиным владели подобные изуверские мысли. Ведь он родился и вырос на Кавказе, где кровная месть существовала на протяжении столетий и встречается даже теперь. Так что не приходится сомневаться, что жажда мести играла немалую роль при уничтожении Сталиным большевистской "старой гвардии".

<...>

Бухарин, лучше чем кто-либо другой знавший Сталина-политика, тоже подчёркивал его чрезвычайно мстительный характер. Впрочем, главной сталинской чертой он считал неутолимую жажду власти.

В 1928 году, когда Бухарин ещё оставался членом Политбюро и главой Коминтерна, он как-то втихомолку, ночью, зашёл повидаться с Каменевым, чтобы выразить тому свою поддержку в обстановке коварных сталинских интриг. Говоря с Каменевым, Бухарин охарактеризовал Сталина такими словами: "Он беспринципный интриган, всё на свете подчиняющий своей жажде власти... Он всегда готов сменить свои взгляды, если считает, что это поможет ему избавиться от кого-либо из нас... Его интересует только власть. Пока что он, чтобы остаться у власти, делает нам уступки, но потом передушит нас всех... Сталин умеет только мстить, вечно держит кинжал за пазухой. Нам бы следовало помнить его мысль насчёт "сладости мщения"!"

Свидетельство Бухарина тем более примечательно, что оно не предназначалось для митинга или собрания, не преследовало цели произвести впечатление, а было высказано с глазу на глаз человеку, который и сам достаточно хорошо знал Сталина.
Орлов связывает мстительные наклонности Сталина с его кавказскими корнями, с обычаями кровной мести.




Приведу характерный эпизод из документального сборника Владимира Александровича Невежина (доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, члена редколлегии журнала «Отечественная история») "Застольные речи Сталина. Документы и материалы".

7 ноября 1937 года на торжественном обеде по случаю 20-й годовщины Октябрьской революции Сталин произнес тост, в котором неожиданно похвалил русских царей за то, что они "сделали одно хорошее дело-- сколотили огромное государство -- до Камчатки", и грозно подытожил,что не пощадит никого, кто попытался бы это государство разрушить:
"И мы будем уничтожать каждого такого врага, был [бы] он старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями или мыслями (да, и мыслями), покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать. За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода!"
Как верно заметил Орлов, прежде всего ощутили на себе результаты мстительности Сталина представители "ленинской гвардии". Революция дорого обошлась многим из них. Хотя Ленин, сам будучи человеком безжалостным, ещё при жизни предупреждал однопартийцев об этой особенности "замечательного грузина", явно превосходящего даже Ильича своей кровожадностью.

Антон Антонов-Овсеенко "Портрет Тирана" (Издательство «Хроника», Нью-Йорк, 1980) :
Фофанова (близкий человек Ленину и Крупской) так говорила об отзыве Ленина на Сталина: «Вы (Фофанова) не знаете этого человека. Он не терпит себе ни в чем противоречий. А Вы (Фофанова) работник самостоятельный, у вас начнутся конфликты, если станете с ним вместе работать» и добавил: «И знаете что еще? Сталин человек мстительный, неизвестно до какого колена он будет мстить. А у вас дети…»
Сперва Сталин лишь исключал из партии и сажал своих оппонентов в концлагеря, или высылал, а потом начал расстреливать. «Правого уклониста» Мартемьяна Рютина, написавшего разгромную работу против Сталина, он в 1932 году потребовал расстрелять (это было необычное доселе требование, в отношении видного большевика), но Политбюро тогда всё же еще осмелилось не согласится со Сталиным (заступился, в частности, С.М.Киров): смертный приговор был заменен 10 годами тюремного заключения. В период «ежовщины» в 1937 году Рютин был расстрелян. Возможно, что и убийство Кирова в 1934 году, спровоцировавшее массовый террор, была эдакой местью Сталина...


Dead Kirov
Однако особое озлобление у Сталина вызывал, как известно, Лев Троцкий (Бронштейн), который довольно смело вступил с ним в конфликт, стоивший ему и его родным жизни, а его имя стало нарицательным для целой плеяды сталинских оппозиционеров, истинных и мнимых.

Фельштинский Ю. Г. Архив Троцкого (Том 1):
Человек жестокого нрава, бескомпромиссный и принципиальный, Л. Д. Троцкий вступил в борьбу со Сталиным, которая была не только и не столько борьбой политических курсов, сколько борьбой личностей. Заявление Троцкого на заседании политбюро ЦК ВКП(б) 25 октября 1926 г. о том, что генеральный секретарь выдвигает свою кандидатуру на пост могильщика революции, положило, как считали некоторые современники и полагают исследователи в наши дни, конец любой возможности примирения. Г. Л. Пятаков в тот же день воскликнул: «Зачем он сказал это? Сталин никогда не простит ему! Он будет мстить ему и его детям и внукам до третьего и четвертого поколений!»[Payne R. The Life and Death of Trotsky. New York, McGrow-Hill Book Company, 1977, p. 284.]
Троцкий сперва «отделался» высылкой из страны, но Сталин ему ничего не забыл. И позже на открытых процессах в обязательном порядке «разоблачались» «происки» Троцкого и его «подельников»: всевозможных «вредителей» и «диверсантов», «шпионов» и «террористов». А народ гневно клеймил «предателей» и «врагов народа», и требовал их крови. Троцкий же в ответ разоблачал Сталина. И так вплоть до ледоруба.


Dead Trotsky
Будучи сам человеком вероломным и подлым, Сталин всегда ждал подобного и от других. Поэтому он охотно доверял доносам о заговорах и измене.

В. Хаустов, Л. Самуэльсон "Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг." (2009, РОССПЭН, стр.138-139):
В материалах следствия по делу начальника Управления наркомата внешней торговли СССР А.П.Розенгольца содержатся интересные свидетельства о личности Сталина. Вспоминая свои встречи с ним, Розенгольц рассказывал, что ранее во время его докладов в Политбюро, Сталин, спросив два-три слова, полностью доверяя ему, сразу подписывал приносимые документы. Теперь же [в 1937 г.] Сталин в «припадке, безумном припадке ярости против измены, против подлости». Общаясь со Сталиным на протяжении многих лет, он отметил специфическую черту его характера - веру в разоблачения и доносы. Когда, вспоминал Розенгольц, он пожаловался на одного из руководителей, Сталин, не выслушав обвиняемого, пришёл в ярость и согласился с жалобщиком, даже не узнав мнения другой стороны. Он вспоминал период Гражданской войны, когда В.И.Ленин послал его на фронт и, сообщив, что там будет Сталин, предупредил, чтобы не было никаких столкновений. Розенгольц ответил Ленину, что это не имеет никакого значения. На что тот помахал головой, мол, вы не знаете Сталина.



Аркадий Розенгольц

«У Сталина подозрительность, - отмечал Розенгольц, - доходит до сумасшествия».
Поэтому Сталин призывал к тотальному доносительству. На своём выступлении на расширенном заседании Военного Совета 2 июня 1937 года он заявлял, в частности:

«Каждый член партии, честный беспартийный, гражданин СССР не только имеет право, но обязан о недостатках, которые он замечает, сообщать. Если будет правда, хотя бы на 5%, то и это хлеб».

В результате он принимал во внимание доносы и заявления лиц, даже не вполне нормальных, страдающих психическими заболеваниями. Любые "предательские", на его взгляд, проявления жестоко подавлялись. От расправы не спасал ни высокий партийный статус, ни «революционные заслуги», ни общественное положение -репрессии охватывали все слои общества, и их масштабы только увеличивались.
(продолжение следует)

ленин, николай бухарин, лев троцкий, сталинизм, концепция сладости мщения, сталин, репрессии, мартемьян рютин, лейба фельдбин

Previous post Next post
Up