Прослушал
аудио-записи трёх диспутов между представителями Русской Православной Церкви (главный оратор - свщмч.Даниил Сысоев) и старообрядцами, и был немало удивлён. Прежде всего тем, что о.Даниил, всячески обвиняя староверов в искажении Символа веры (в необоснованном добавлении слова "истинного" в исповедание Св.Духа), приравнивая этот момент,
(
Read more... )
Конечно, недопустимы, хотя, в принципе, они возможны (допустимы). Ведь и Некео-Царьградский Символ не сразу был дан однозначно, а корректировался отцами на протяжении столетия. А предание Западной Церкви учит, что самый ранний Символ Афанасия Великого (Symbolum Quicumque) вообще был с филиокве.
И если перед Церковью встанет потребность уточнения некоторых догматов (в случае необходимости), то они добавятся в Символ отцами. Ибо Дух научает Церковь живым образом по мере надобности.
Но если старые обряды признаются равночестными в деле спасения, то внутри этих старых обрядов и исповедание признается равнозначным в деле спасения, прежде всего. Исповедание первично. И поэтому, обряд может быть признан равночестным для спасения лишь при признании исповедания равночестным.
Однако, равнозначность старообрядческого исповедания не дает повода изменять букву своего исповедания. Если прп.Сергий Радонежский читал Символ с добавкой "Истинный" и это не помешало ему стяжать великую святость, то это не значит, что мы должны делать эту излишнюю добавку. Ведь прп.Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский (как и сонм Новых святых) стяжали такую святость без этой добавки.
Но и отвергать спасительность исповедания с этой добавкой для старообрядцев невозможно. Спасительность ставится под сомнение, когда человек уходит в Раскол из Церкви (вне зависимости от обряда).
Reply
По моему, если он и читал то нечто вроде "и в Духа Святаго, истиннаго и животворящяго", а не так, как старообрядцы толкуют.
Reply
Leave a comment