Сфера деятельности Ар деко не ограничилась изобразительным и декоративным искусством, упаковкой и плакатами. Он охватывал товарный дизайн, моду, убранство интерьеров и архитектуру. Ар деко, основанный на геометрических и природных формах, использующий дорогие материалы, выглядел экзотическим и ярким, а порой даже кричащим и вульгарным. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров.
Лайнер "Normandie" как символ стиля
Название «Ар деко» произошло от названия выставки L'Exposition des Arts Decoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в Париже в 1925 году и в переводе с французского звучит как «декоративное искусство
"Работы, допущенные на выставку, должны отражать новые веяния и демонстрировать истинную оригинальность. Они должны быть выполнены и представлены ремесленниками, художниками и производителями, непосредственно создававшими модели, и издателями, чьи работы относятся к современному искусству и промышленному дизайну. Репродукции, имитации и подделки под старые стили строго запрещены."
Руководство для участников Международной выставки декоративного и прикладного искусства, 1925
Тенденции появления Ар деко были заметны еще в 1910-е годы, а расцвет его пришелся на два межвоенных, окутанных романтикой, десятилетия 1925-1939 гг.
Ар деко - это стиль, соединивший в себе внешнюю роскошь с рациональностью структуры. Он просуществовал недолго, немногим более 15 лет и за это время стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности. Ар деко создал сам образ жизни людей, моду, стиль общения, работы и отдыха.
Пережив Первую мировую войну, Европа начала переосмысливать ценности, в том числе художественные. Несмотря на экономическое истощение, а может быть и благодаря ему, общество стало нуждаться в создании иллюзии благополучия и почувствовало вкус к «красивой жизни». Особенный интерес к предметам искусства проявляли американцы, которые располагали достаточной покупательской способностью; именно в Америке стиль Ар деко получил наибольшее признание.
Ар деко вобрал и переработал многие культурные пласты: искусство Древнего Египта и античности, Востока и Африки, классических европейских стилей и многочисленных направлений начала XX века. Нарочитая эклектика ретростилей стала одной из самых характерных черт ар-деко.Однако законодателями моды оставались французские декораторы
В отличие от изобразительной тематики Ар нуво, предпочитавшего растительные мотивы, в центре внимания мастеров Ар деко - пластика человеческого тела.
Среди любимых тем художников - изображения танцующего человека, артистов балета и мюзик холла.Не менее популярными были герои древней мифологии и, безусловно, спортсмены. Статуэтки периода Ар деко представляют бесконечную череду девушек с обручем, ныряльщиц, лыжниц, конькобежек и стрелков из лука.
Одним из самых талантливых художников Ар деко и, пожалуй, самым известным стал Рене Лалик - родоначальник одноименного бренда.
.
Будучи мастером по ювелирным изделиям, он увлекся стеклом и в этом материале создал множество шедевров. Мануфактура Лалика выпускала изделия матового стекла, часто выполненные в нескольких цветах, украшенные эмалью. Художник принимал участие в оформлении «Восточного экспресса», лайнера «Нормандия», создал фонтаны на «площади-клумбе» Елисейских полей в Париже и стеклянный фонтан к той самой выставке 1925 года, что дала название искусству Ар деко.
На период Ар деко пришелся расцвет и других традиционных областей художественного ремесла: ковки, керамики, тканей. Вообще, то была эпоха знаковых имен и знаковых вещей. Сегодня ар-деко называют последним большим стилем в истории декораторского искусства. Действительно, в последующие десятилетия трудно найти образцы, превосходящие по своему совершенству стекло Рене Лалика или ювелирные изделия фирмы Cartier и пользующееся до сих пор огромной популярностью серебряные изделия Cristofle.
Среди самых знаменитых творений в стиле ар-деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), трансатлантический лайнер "Нормандия", который называли "плавучей выставкой" с грузом "ар-деко", здание американской радиокорпорации в рокфелеровском центре. В СССР стиль Ар деко в силу исторических причин не был столь популярен в бытовом воплощении, но в историю вошли такие яркие памятники, созданные в этом стиле, как "Cтатуя рабочего и колхозницы" Веры Мухиной,
только что отреставрированная гостиница "Москва" и некоторые станции Московского метрополитена.
Хрустальная люстра в стиле Ар деко