Оригинал взят у
vladimirdar в
Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Святое Семейство. Часть 4.![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/99239988.1ee/0_1a2078_2d1ff804_XL.jpg)
Всего 75 фото
Сейчас мы снова находимся в экзонартексе - внешней галерее Церкви Христа Спасителя в Полях что находится с запада. Мы продолжаем осмотр удивительных захватывающих воображение мозаик Хоры. К сожалению в экзонартексе мозаики сохранились не столь хорошо как в том же нартексе, особенно это касается верхних объемов компартиментов экзонартекса. Однако он тем ни менее чрезвычайно насыщен мозаичными изображениями сюжетов событий связанных со Святым Семейством и деяниями Иисуса Христа. Надеюсь, что такое большое количество уцелевших здесь мозаик в том числе и образов святых и множества элементов декора не отпугнет созерцателя, а только инициирует и разнообразит его интерес поскольку я постарался захватить как можно больше сюжетов и дать по возможности много крупных планов не только мозаик но и архитектурных деталей... По большому счету мы и не прерывались по хронологии и, засим, продолжим наши исследования этой лебединой песни шедевров позднего византийского искусства.
Это вход в в экзонартекс Церкви Христа Спасителя в Полях с запада.
02.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e7/0_19fd2a_3d4ca780_XL.jpg)
Над входом в экзонартекс с внутренней стороны - мозаика "Богоматерь Воплощение" или Мария и Ангелы.
03.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e6/0_19fd11_874ae131_XL.jpg)
В центре композиции молящаяся Богородица. Перед Марией или скорее внутри неё в виде Вселенной изображен маленький Иисус с символом царской власти. Надпись на мозаике (MP ӨV HXѠRA TY IAXѠPTY) гласит "Богоматерь, вместилище невместимого".
04.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914553/99239988.1ee/0_1a20ae_4350e6ef_XL.jpg)
По сторонам от Марии изображены два ангела отзывающихся на ее молитвы.
05.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/99239988.1ee/0_1a20ac_fcb29d8b_XL.jpg)
06.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/476913/99239988.1ee/0_1a20ad_4a045c03_XL.jpg)
Вход в экзонартекс у нас слева (на фото ниже в перспективе), а мы проходим к северному дальнему люнету первого компартимента.
07.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e7/0_19fd2d_82dd9f6f_XL.jpg)
В северном люнете первого компартимента изображены три сцены: первая - Сон Иосифа, в котором, как подписано здесь же
словами Писания, “Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо, родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Мф. 1: 20).08.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373867/99239988.1e5/0_19fcb2_d914724f_XL.jpg)
Сон Иосифа
09.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e5/0_19fcb3_d3d3a0f_XL.jpg)
Вообще, в экзонартексе чаще цитируются канонические Евангелия.
Вторая сцена - Мария в окружении двух спутников - не подписана...,10.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769660/99239988.1e5/0_19fcb4_627e3587_XL.jpg)
...а третья представляет Путешествие в Вифлеем с подписью “Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем” (Лк. 2: 4).
11.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e5/0_19fcb6_ed2ffc72_XL.jpg)
12.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcb7_6a16a6e1_XL.jpg)
13.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcbd_bcbcab3e_XL.jpg)
В арках запечатлено много образов святых в медальонах. Определить их имена затруднительно поскольку большей частью это святые из Протоевангелия Иакова и внешне нам не совсем знакомые.
14.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcb5_ef422279_XL.jpg)
15.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517808/99239988.1e5/0_19fcb8_9c491173_XL.jpg)
Здесь же в первом компартименте в левом северо-западном углу можно рассмотреть небольшой участок древних плит пола Церкви Христа Спасителя в Полях.
16.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcc1_46368a63_XL.jpg)
Дальше (двигаемся опять по часовой стрелке), в восточном люнете первого компартимента Святое семейство стоит перед губернатором Сирии Квиринием (Кирением). О том, что перепись населения была устроена в Римской империи “в правление Квириния Сириею”, говорит евангелист Лука (он процитирован здесь же: “записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна” - Лк. 2: 5), однако губернатор почему-то изображен в императорском облачении и в пурпурных сапожках. Кирений протягивает руку в сторону Святого семейства, на противоположном конце мозаики на этот жест отвечает своим жестом Иосиф, за спиной которого стоят его сыновья: он кланяется, словно объясняя, кто они такие. В средоточии этого диалога жестов застыла Мария, опустив очи. Она одна удостоена здесь личной надписи - “Богоматерь”.17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcc8_29d3fdde_XL.jpg)
Напротив, нее стоят два человека: старец в воинских доспехах и писец, заносящий имя Марии в огромный свиток. Но это - необычный писец, уж больно он хорошо одет, тогда как писцы в Константинополе XIV века занимали весьма скромное социальное положение. Представители власти на этой мозаике - воплощение государственного блага, почти равновеликого божественному. Здесь явно отразилось мировоззрение не только самого Метохита, но и всей византийской бюрократии.
Есть однако версия что данная мозаика (фото выше) изображает сцену суда, который устроил Первосвященник Самуил по факту обнаружения беременности Марии и грехопадения Иосифа или его сыновей. В то время Самуил заменял Захарию, пока тот снова не стал говорить. Согласно протоевангелию от Иакова, Самуил допрашивал и укорял Марию за грех зачатия и потери девственности. В ответ Мария говорила, что она до сих пор непорочна. Иосиф также сказал, что чист перед Марией и вообще отсутствовал дома длительный период. Тогда Самуил сказал: «Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами». Вначале он «напоил обличительной водой Иосифа и отправили на гору, и вернулся он невредим. Напоил также Марию, и вернулась Она невредима». Первосвященник Самуил сказал: «Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас. И отпустил их». После суда Иосиф с Марией и сыновьями отправился на перепись населения в округ Вифлеем (провинцию Вифиния). Галилея это Галатия (Галлия) в Малой Азии.18.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765779/99239988.1e5/0_19fcc5_447eacdb_XL.jpg)
19.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483372/99239988.1e5/0_19fcc3_2eb7946a_XL.jpg)
20.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508799/99239988.1e5/0_19fcbe_d7f01a35_XL.jpg)
21.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcbf_75a699a7_XL.jpg)
22.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcc0_21e11858_XL.jpg)
23.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcc2_8153e449_XL.jpg)
24.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcc6_b6b2ad8a_XL.jpg)
Рождество Христово
В восточном люнете второго компартимента изображено Рождество Христово.
25.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e5/0_19fcd9_48c09f18_XL.jpg)
Помимо надписи с названием сцены, на этой мозаике есть еще одна надпись, в которой приведены слова ангела, явившегося пастухам: “И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям” (Лк. 2: 11).
В левой нижней части композиции изображена сцена подготовки ванны для младенца Иисуса.
26.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e5/0_19fcdb_b9fb7467_XL.jpg)
27.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369434/99239988.1e5/0_19fcd7_e58ef2d3_XL.jpg)
Благовестие пастухам
Впервые пастухи появляются на страницах Евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалёку от Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии: "...не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2:8-14).28.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcda_fc2b96d4_XL.jpg)
Справа в нижней части мозаики показан Иосиф в размышлениях и молитве.
29.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcd8_caaebd0f_XL.jpg)
30.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e5/0_19fcb9_8f88a125_XL.jpg)
Путешествие волхвов. Волхвы перед Иродом.
В восточном люнете пятого компартимента - наполовину утраченная сцена, сполна описываемая приведенной здесь же надписью: “И, собрав всех первосвященников и книжников народных, (Ирод) спрашивал у них: где должно родиться Христу?” (Мф. 2: 4). Царь Ирод изображен в облачении византийского императора.
31.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508985/99239988.1e7/0_19fd15_3db993c4_XL.jpg)
32.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e6/0_19fd13_35d374a6_XL.jpg)
33.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480548/99239988.1e7/0_19fd23_81ad1f66_XL.jpg)
Где родиться Христу? - спрашивает Ирод у первосвященников и книжников.
34.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369434/99239988.1e6/0_19fd14_2f7b0663_XL.jpg)
35.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/99239988.1e7/0_19fd18_287488e9_XL.jpg)
Экзонартекс как мы помним выделен на плане церкви Хоры целеным цветом.
36.
Дальше последовательность сцен ведет нас через "неуместный" в своей земной суетности шестой компартимент (угловой справа на рис.), где находятся ярко освещенные на продажу стеллажи с книгами и сувенирами...,
37.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369434/99239988.1e7/0_19fd30_c53b0233_XL.jpg)
38.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477464/99239988.1ee/0_1a207b_d6988102_XL.jpg)
... - в седьмой, куда попадают, повернув налево за угол. Его северный проем открывается в нартекс, а восточный - в парэкклесий (усыпальницу - на фото ниже - на дальнем плане). Раньше здесь, по логике программы, находилась сцена Поклонения волхвов, но она погибла, зато из следующей сцены, Возвращения волхвов на Восток, уцелело изображение всадника.
39.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e8/0_19fd43_fcc49ef7_XL.jpg)
Поклонение волхвов. Фрагмент "Всадник"...
40.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/99239988.1ee/0_1a20b7_46d089b1_XL.jpg)
41.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e8/0_19fd49_e7a5055a_XL.jpg)
Бегство в Египет
В южном люнете осталось "Бегство в Египет". Это была последняя картинка на пути прихожан, выходивших из храма через южные двери в Город (в правом нижнем углу на фото ниже), и потому здесь особенно была значима панорама города на заднем плане справа.42.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e8/0_19fd44_1dfec623_XL.jpg)
43.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/99239988.1e8/0_19fd47_a6564b9e_XL.jpg)
44.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd40_2c716534_XL.jpg)
45.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508799/99239988.1e7/0_19fd42_b4ab8a78_XL.jpg)
С одной стороны, это главный город Египта, и можно видеть, как от приближения Святого Семейства с его стен падают идолы (мотив восходил к апокрифическому “Евангелию Детства”, но вполне соответствовал вкусам константинопольцев, любивших истории о языческих изваяниях). Вообще же, коль скоро художники работали в Константинополе, то в этой мозаике неизбежно отразились черты ромейской столицы.
46.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd3f_82372823_XL.jpg)
47.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480528/99239988.1e8/0_19fd45_a7762d0a_XL.jpg)
48.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914565/99239988.1ee/0_1a20c0_50b3cfe0_XL.jpg)
49.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516062/99239988.1ee/0_1a2101_a2525d34_XL.jpg)
50.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/476913/99239988.1ee/0_1a20ff_3ac0bdc4_XL.jpg)
Если повернуться на 180 градусов - увидим мозаичные своды нартекса из седьмого компартимента экзонартекса через надвратное сквозное окно...
51.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516062/99239988.1ee/0_1a2100_ccaf28e0_XL.jpg)
Избиение Младенцев
Вернувшись в шестой компартимент (мы заходим на второй круг), взглянем на мозаику, расположенную в южном люнете, как раз над торговыми витринами.
52.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370155/99239988.1e8/0_19fd4c_ed5556d_XL.jpg)
53.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e7/0_19fd33_1b556070_XL.jpg)
Надпись у этой сцены гласит: “Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже” (Мф. 2: 16).
54.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373511/99239988.1e7/0_19fd36_97da99dc_XL.jpg)
55.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e7/0_19fd2e_99deb870_XL.jpg)
56.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e7/0_19fd31_7ce8c1b6_XL.jpg)
57.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd32_ed28a43c_XL.jpg)
Обратим внимание, как сюжетно обыграно реально присутствующее в интерьере небольшое окошко (оно освещало лестницу ведущую в колокольню): один из воинов словно заглядывает туда в поисках "очередного младенца"...)58.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480548/99239988.1e7/0_19fd2f_9ca4db9f_XL.jpg)
59.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e7/0_19fd3a_9c5e6a69_XL.jpg)
60.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517808/99239988.1e7/0_19fd3b_78d60401_XL.jpg)
61.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480528/99239988.1e7/0_19fd41_b6a7f9c6_XL.jpg)
Страшные сцены Избиения продолжаются и в западном люнете того же компартимента, а в западном люнете соседнего пятого компартимента матери оплакивают своих убитых детей.
62.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd2c_13aa2555_XL.jpg)
63.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e7/0_19fd24_44ec0f48_XL.jpg)
64.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd25_471fcdf2_XL.jpg)
Надпись поясняет: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий” (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Столь непропорциональное внимание к сюжету, в котором не участвуют ни Мария, ни Иисус, объяснимо политической злобой дня: в Малой Азии турки-османы (в начале XIV в. это был еще новый враг) регулярно учиняли всякие зверства над христианами, а ведь Метохит и сам был родом из тех мест.65.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e7/0_19fd26_9e11f137_XL.jpg)
Бегство Елизаветы в горы
Сцена Бегства Елизаветы в горы, помещенная в западном люнете четвертого компартимента, снова восходит к Протоевангелию Иакова: “Елизавета, узнав, что ищут Иоанна (Предтечу), убежала в горы и озиралась вокруг себя, ища куда спрятаться, и она не находила удобного места.66.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/99239988.1e7/0_19fd1c_28ef28c9_XL.jpg)
И она сказала громким голосом и рыдая: О гора Божия, прими мать с сыном. И тотчас гора открылась и приняла их”. В решении этой сцены
присутствует своеобразный ироничный эффект: солдат уже замахнулся мечом - а Елизавету с сыном в этот момент скрывает гора.67.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370155/99239988.1e7/0_19fd21_c609790c_XL.jpg)
Согласно Протоевангелию от Иакова «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (ее сына), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее».
Возвращение Святого семейства из Египта
Дальше мы пропускаем третий компартимент и переходим сразу во второй. Здесь в западном люнете представлено Возвращение Святого семейства из Египта в Назарет со следующей надписью: “Получив во сне откровение, (Иосиф) пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет” (Мф. 2: 22, 23).68.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/756497/99239988.1e6/0_19fcee_e4c1426f_XL.jpg)
Откровение Иосифа
69.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/768139/99239988.1e6/0_19fcea_d122f6ad_XL.jpg)
70.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508985/99239988.1e6/0_19fce9_84c61e54_XL.jpg)
71.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/99239988.1e6/0_19fceb_5896ae13_XL.jpg)
Святое семейство на пути в Иерусалим
Наконец, последняя сохранившаяся сцена из цикла детства Иисусова находится в западном люнете первого компартимента и представляет Святое семейство на пути в Иерусалим. Около нее написано: “Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи” (Лк. 2: 41).72.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcd5_506b73e4_XL.jpg)
На мозаике изображена сцена путешествия Святой семьи в Иерусалим на празднование Пасхи. Слева идет Мария, перед ней два сына Иосифа и Иисус Христос. Впереди (в центре композиции) идет Иосиф, который жестом приглашает семью в Иерусалим. Вверху мозаики надпись: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лука, 2:41).
73.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/99239988.1e5/0_19fcd6_ba825bf0_XL.jpg)
Сцена, которая должна была завершать этот эпизод - Христос среди учителей в Иерусалимском храме - располагалась выше, на северном склоне свода и сохранилась фрагментарно. Она же, по существу, открывает следующий цикл к которому мы приступим в следующей пятой части.
Стены экзонартекса можно сказать открытые, почти без мозаик и фресок. Под арками на рельефно выделенных опорных столбах церкви уцелело несколько изображений святых. Как например Богородица с младенцем Иисусом (фото ниже). Остальные мозаики в том числе на опорных столбах в экзонартексе, ряд архитектурных деталей и мозаичных орнаментов мы также рассмотрим
в пятой части.
74.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369718/99239988.1e5/0_19fcd0_55f687ef_XL.jpg)
75.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/99239988.1e6/0_19fd10_87fddb6c_XL.jpg)
Источники:
Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
© Vladimir d’Ar, 2017
Часть первая. Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях. Константинополь. Часть вторая. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель. Часть третья. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Богоматерь с Младенцем.Ч
асть пятая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Чудеса Иисуса Христа.