Стамбул 2016. Музей Fethie, или церковь Богородицы Радующейся.

Nov 03, 2016 09:17

Оригинал взят у che_telcontar в Стамбул 2016. Музей Fethie, или церковь Богородицы Радующейся.
Продолжим нашу прогулку по поздневизантийским церквям Константинополя. От Килисе Джами пойдём в сторону стены Феодосия, минуем монастырь Пантократора (Zeyrek Camii) и окажемся около мечети Fethie, бывшей некогда церковью Паммакаристос - Богородицы Радующейся. Мусульманами занят неф древнего храма, а в приделе, где сохранились мозаики палеологовских времен (XIV век), устроен недорогой музей. Судя по письменным источникам, современное здание церкви было сооружено в 1292-1294 годах. Несколько десятков лет оставалось до того момента, как Империя ввергнется в гражданскую войну, а завоевания турок сократят ее до нищего Города с ближайшей округой. Тогда, в начале четырнадцатого столетия, случился последний рассвет византийской культуры. По уцелевшим фрескам и мозаикам видно: в Городе витал дух Возрождения. Бежавшие от разрухи греческие интеллектуалы принесли его в Италию. Сложись дело чуть иначе - и уже миланцы, флорентийцы, венецианцы уезжали бы в Константинополь от вечных политических смут.






Проходя в калитку музея, мы сразу видим стену придела с мозаиками.



Архитектура того времени нагружена деталями. Но красиво же!



Кусок характерной для византийских храмов резной капители.



План придела.



Придел. Вход в музей. Когда-то все стены были расписаны, а сейчас - голые кирпичи.



Остались такие вот «партизаны» - маленькие кусочки фресок в трудно доступных для варвара местах. Это следы перестройки придела, фрагменты росписи на прежних стенах.



Всё самое «вкусное» - дальше по коридору. Мрамор, мозаики и опять чудесные капители. Теперь посмотрим наверх.







Здесь когда-то находился алтарь. В конхе на золотом фоне выложен Христос-Пантократор. А тройное окно в апсиде символизирует Троицу.



Подойдя ближе, замечаем, что фигуры на мозаиках образуют знакомый по иконам Деисусный чин: Богородица, Иоанн Предтеча и Спаситель.





Очень художественное изображение ангела. Дважды обратил внимание: сначала в музее, потом на фотографиях.



Святой Митрофан Константинопольский. Потоки высокие, пространства между столбами и стенами - узкие, поэтому верхние фрески и мозаики фотографировать с пола очень неудобно.



Фрагмент потолка.



Святой Григорий Богослов в юго-восточном углу придела.





Юго-западный угол. Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон - на склонах восточной и северной арок; Евфимий Великий - на западной стене; Антоний Великий - в своде.



Евфимий Великий.



Крещение. Посмотрите, как похоже и как отличается изображение на иконы с аналогичным сюжетом. На мой взгляд, это уже ближе к Джотто и прочим итальянцам того времени.



Бордюры, уцелевшие с палеологовских времен.



Святой Григорий Армянский



В куполе - Вседержитель, окруженный пророками.



Пророки Иеремия и Софония.



Мечеть за стеной музейного придела христианского убранства не сохранила. Алтарная часть и вовсе подверглась коренной перестройке.



Рядом, в маленьком переулке, находится еще один византийский памятник - церковь Иоанна Предтечи в Трулле. И тоже переделан в мечеть под названием Hirami Ahmed Pasa Camii. «Единственное, что можно сказать наверняка - пишет Иванов - перед нами византийская церковь xi-xii вв. на четырех колоннах (сейчас они не “родные”), чуть упрощенного типа, с нартексом и тремя полукруглыми апсидами. Обращают на себя внимание волнистые линии карнизов, сокращенная алтарная часть и круглый (а не граненый) барабан купола. Систематически памятник никогда не исследовался. Небольшая реконструкция, проведенная не так давно, окончательно уничтожила последние остатки фресок»



Апсида.

перепост, +Стамбул.Паммакаристос, Турция, Стамбул, Византия, +Фетхие-Джами

Previous post Next post
Up