Старый город Иерусалима - секреты армянского квартала

Aug 29, 2015 08:29

Цитата поста lorien22 в Старый город Иерусалима - секреты армянского квартала

Недавно мне довелось совершить воистину уникальную прогулку по армянскому кварталу Старого города Иерусалима. Армянская община в Израиле - очень скрытная, поэтому увидеть достопримечательности их квартала - большая удача, ибо обычно их не открывают для посторонних глаз. Старинные армянские мозаики, подземные капеллы в пещерах, закрытые наглухо монастыри и гробницы - это лишь небольшая часть скрываемых за массивными засовами секретов. Так что прошу пожаловать)



Начнем мы с "Птичьей" мозаики, которую также называют "Армянской мозаикой"



Находится мозаика на улице Ха-Невиим, одной из центральных и безусловно самых интересных эспланад Иерусалима. Про нее я вам уже рассказывал - http://lorien22.livejournal.com/245271.html и даже дважды - http://lorien22.livejournal.com/245754.html, однако мозаика находится в другой части улицы, ближе к Старому городу (неподалеку от Шхемских ворот, также называемых Дамасскими). Когда-то здесь был квартал Кирия Неэмана (впоследствии его называли «Дома Нисана Бека»), однако в ходе Войны за Независимость его разрушили, а на руинах построили арабские особняки. Именно здесь и скрывается это чудесное произведение искусства.



Говорят, что эта мозаика - одна из четырех, найденных в этих местах в Иерусалиме. Я знаю про еще одну мозаику, скрывающуюся в Вознесенском монастыре на Елеонской горе (Елео́нский Спа́со-Вознесе́нский монастырь). Там я когда-то таки был под предлогом что я православный ортодокс, но к самой мозаике меня не допустили, и она была неуслужливо прикрыта ковриком от посторонних глаз.



Вот что мне удалось заснять тогда, поэтому похоже процесс покорения придется повторить. Про две другие армянские мозаики я не знаю ничего и буду очень рад, если кто-то захочет меня просвятить по теме.



Размеры мозаики - 7 на 4 метра. Обнаружили ее в 1894 году в ходе проведения работ по закладыванию основ для дома. Работы были сразу прекращены (именно поэтому мозаика так хорошо сохранилась, и практически не пострадала - видно два места, где начали делать работы), и власти пригласили двух немецких археологов для проведения раскопок. Во главе мозаики была обнаружена надпись на армянском, гласящая «В память всех армян, чьи имена осталось неизвестными, и их знает только Бог». Это, а также стиль в котором выполнена мозаика, указывают на то, что работу осуществляли армянские мастера. Когда стало ясно, что речь идет об «армянской» мозаике, армянская патриархия выразила желание купить дом, и в итоге ей это удалось.



Два "пятна" которые мы видим - это места где начали проводить работы до обнаружения мозаики. Только в этих точках она и пострадала, кроме этого сохранность мозаики воистину изумляет. Есть много споров насчет того, когда было создано сие произведение искусства. Многие датируют мозаику примерно 550 годом, поскольку именно тогда есть свидетельства  армянского присутствия в Иерусалиме, однако сами армяне утверждают, что церковь и мозаика гораздо древней. В любом случае армянский алфавит был изобретен в 404 году, так что этот год - самая ранняя дата возможного сотворения мозаики.



Надпись на мозаике означает, что она украшала пол погребальной капеллы - распространенная практика армянских церквей в византийскую эпоху. Эту теорию подтверждает также пещера, найденная под мозаичным полом, и в ней останки человеческих скелетов, кости, и свечи, которые зажигали в память о мертвых.



На "Птичьей мозаике", как можно догадаться из названия, изображены в основном птицы. 39 круглых медальонов украшены  виноградными лозами в квадратной рамке стиля "коса". Мозаика симметрична - у каждой птицы справа есть "партнер" слева, кроме птиц на центральной оси. Искусство византийской мозаики развилось в Эрец-Исраэль в середине пятого века под влиянием восточного искусства, которое обычно, какбэ это сказать, "упрощало" изображения, делая их "плоскими". Поэтому у птиц на армянской мозаике нет "глубины" и перспективы, которые свойственны греческим и римским мозаикам, обычно выполненным в "трехмерном" стиле а-ля 3D



Амфора, окруженная двумя павлинами во главе мозаики - распространенный мотив византийского мозаичного искусства. Подобного рода изображения можно также встретить в древней церкви в Нагарии (угадайте направление моего следующего путешествия) и в византийской церкви в Севастополе (туда я пока не собираюсь, хотя чувствую и там немало интересного). Из амфоры выходят ветви виноградной лозы, обрамляющие медальоны. Всю мозаику украшают многочисленные грозди винограда - тоже распространенный мотив, примеры которому можно найти, например, в потрясающем мозаичном полу, украшавшем древнюю синагогу в Маоне - http://lorien22.livejournal.com/291661.html, где я таки да был, и в Газе, где побывать чуть сложнее. То есть я конечно был на границе во время войны, о чем как раз был мой предыдущий пост - http://lorien22.livejournal.com/297690.html, но тогда посмотреть мозаику не было во главе моих приоритетов. Впрочем ее услужливо вывезли из Газы в Музей Доброго Самаритянина - http://lorien22.livejournal.com/294027.html, так что если вам интересно, то увидеть ее можно без особых страстей, приключений и проблем.



Дальше мы видим изображения разных птиц - голубей, гусей, аистов, настоящих ласточек (очевидно есть и не-настоящие), какого-то корэ мидбари, который, как я понял, обитает только в Израиле (есть вариант, что речь идет о кеклике - орнитологов прощу в меня не стрелять, за что купил, за то и продаю), и фазанов. Армянские художники любили использовать мотивы из природы - деревья, цветы, птицы и животные, и их до сих пор часто можно видеть на армянской керамике.



Любопытная центральная ось, где изображения резко отличаются. Мы видим корзину с фруктами, своеобразный дар-подношение в храм, над ним птицу, похожую на пеликана, затем маленькую амфору с большой ракушкой, над ней орел, а над ним любопытное изображение птицы в клетке. Поскольку мы уже установили, что пол украшал погребальную капеллу, птицы изображают души умерших, уже передших в следующий мир. Птица в клетке символизируют душу, которая еще томится в этом мире, и пока не добилась своего права попасть в рай. Над этим изображением корзина с виноградными гроздьями - очевидно еще одно подношение в храм, а последний медальон над ним изображает двух голубей. Это единственный раз, когда пара птиц изображена вместе в одном медальоне.



Наверху над надписью мы видим корзину с хлебом. Это христианский мотив, символизирующий обряд евхаристии, в ходе которого происходит пресуществление - вино превращается в кровь Христа, а хлеб - в тело Христа.



Многие сравнивают армянскую птичью мозаику в Иерусалиме со знаменитой Птичьей мозаикой в Кейсарии - http://lorien22.livejournal.com/295912.html, однако несмотря на некоторую схожесть в стиле и в отображенных птицах, связи между мозаиками нет. Медальоны иерусалимкой мозаики обрамлены гроздями винограда, птицы все повернуты к центру, и здание служило для религиощных нужд, в то время как мозаика в Кейсарии украшала пол дворца богатого римского патриция, она втрое больше иерусалимской, имеет каменное основание, и все птицы в нем повернуты влево. Также пока не выяснилось, кто именно создал мозаику в Кейсарии, и нет никаких доказательств, что к ней приложили руку армянские мастера.



На этом мы заканчиваем рассказ про сий потрясающий шедевр, и отправляемся дальше. Кстати искать мозаику - дело очень увлекательное, и я предоставлю вам самим возможность найти этот клад. Дам только небольшую подсказку - скрывается она вот за этой дверью)



Удачи!) А мы отправляемся в следующее секретное место, обычно не доступное для посторонних - Капеллу Св. Вартана.



орнамент, натюрморт, Иерусалим, Израиль, анималистический жанр, раннехристианские, полы

Previous post Next post
Up